Это нужно знать!!! Инструкции по выживанию. Будьте бдительны!
Как не стать жертвой праздничной рекламы о скидках?
Трудно держать себя в руках, когда вокруг неистовствует предпраздничная шопинг-лихорадка. Витрины магазинов так и кричат: "Скидки!", "Новогодняя акция!", "Мы дарим подарки!". Стоит лишь немного ослабить бдительность, и магические цифры - 30%, 50%, 70% - одержат безоговорочную победу над здравым смыслом. На это и делают ставку маркетологи, под видом предновогодних акций расставляющие ловушки на доверчивых покупателей. "Известия" разбирались, как не стать жертвой рекламы.
Дешево, да гнило
Сразу скажем: у российского рынка принципиально иная психология, нежели у западного. За границей Рождество и Новый год - отличный повод избавиться от прошлогоднего ассортимента и разгрузить склады. В России же на распродажах пытаются еще и заработать. А почему бы и нет? Ведь в канун Нового года россияне готовы поверить в любую сказку. Финансовый кризис тому не только не мешает, а очень даже способствует. Так уж устроена наша психология - когда на счету каждая копейка, мы начинаем гнаться за дешевизной и набивать корзины относительно дешевыми, но совершенно бесполезными товарами. Или, хуже того, слепо покупаться на хитрые рекламные акции "с секретом".
Достаточно пройтись вдоль любой "базарной" улицы, чтобы увидеть одну и ту же картину: магазины как будто соревнуются, у кого скидка больше. Каждая витрина зазывает поучаствовать в аттракционе неслыханной щедрости: каждая вторая - обещает отдать все за полцены, каждая третья - сулит немыслимую уценку в 70-80%. Да это же даром, справедливо решают потенциальные покупатели и устремляются на штурм торговых рядов.
Чтобы не пожалеть о бесцельно потраченных деньгах, всегда помните: хороших телевизоров и пылесосов за полцены не бывает. Почему? Да потому что качественный товар в уценке не нуждается - его итак раскупают. Скидки же распространяются в основном на залежалые товары, которые пылятся на складах годами и которые торговцы отчаялись продать обычным способом.
Это-то "добро" покупатель с радостью сметает с прилавков, едва завидев броский ярлычок: "Акция!". Обратите внимание, если вам предлагают приобрести со скидкой не весь ассортимент, а так называемые "группы товаров". Заметим, что это отнюдь не просто торгово-розничный термин. Эти слова зачастую являются ключевым условием скидочной акции, хотя и прописываются, как водится, в самом незаметном углу промолистовок и рекламных баннеров.
Поэтому не поленитесь и перед тем, как кинуться за покупками, внимательно изучите условия предоставления скидки. Изучите рекламное объявление, посмотрите, что написано на сайте компании. И самое пристальное внимание уделите мелким разъяснениям, которые обычно прячутся в тени гигантских литер, анонсирующих баснословную сумму скидки.
"Волшебная" карта
Но даже если акция распространяется на весь ассортимент, то и это не является гарантией того, что вы не попадете в сети, расставленные маркетологами. Вот, например, магазины "Л'Этуаль" широким жестом обещают сбросить ни много ни мало 40%, если вы приобретете два любых продукта. И только после этого на остальные покупки вы получите обещанную скидку. Но и тут не все так просто. Скидка предоставляется очень замысловатым способом. В зависимости от стоимости вашей покупки вам выдадут специальный подарочный сертификат номиналом 100, 500 или 1000 рублей. Скажем, вы приобрели парфюм за 2000 рублей. Значит, на руки вы получите 4 купона по 100 рублей. Но и на этом сложности не заканчиваются. Сертификаты нужно "отоварить", "не отходя от кассы", ведь предложение ограничено во времени. А кто не успел, тот опоздал - ваши купоны "сгорят".
С "волшебными картами" "М. Видео" еще интереснее. Организаторы акции обещают 50%-ю скидку. Принцип тот же: делаете покупку - получаете карту. Номинал тут, конечно, побольше - отсчет начинается от 1000 рублей. Получается, что акция не распространяется на самую дешевую технику. Покупая, к примеру, кофеварку рублей за 900, на "волшебство" можно не рассчитывать.
Более того, и на дорогостоящих товарах сэкономить особо не удастся. Ведь тысячерублевая карта прилагается к большинству покупок. То есть если вы приобрели технику за 5000 рублей, размер скидки будет уже не 50%-м, а 20%-м. И самое обидное - использовать "подарочные" купоны сразу нельзя. Придется подождать до 20 января 2009 года. С этого момента и в последующие 3 недели будет проходить второй этап акции. Момент, кстати, выбран отнюдь не случайно. Для всех торговцев в это время наступает самый настоящий "мертвый сезон", а прибыль делать все равно надо. И она будет, уж поверьте. Придумав "волшебные карты", маркетологи об этом позаботились. Чтобы не потерять бонус, покупателю придется еще раз прийти в магазин и выбрать какой-либо товар в "подарок". Но оплатить картой он сможет не более 50% стоимости покупки, за вторую половину придется выложить наличные из своего кармана.
Есть еще одна проверенная схема, на которую наши доверчивые граждане много лет подряд продолжают попадаться. При покупке какого-либо товара некоторые магазины предлагают скидочный купон, размер скидки которого напрямую зависит от суммы покупки. Предположим, вы купили электрочайник за 2000 рублей. Широко улыбаясь, продавцы вручили вам купон на 1000 рублей, но скидка по нему не может превышать 10% стоимости товара. Значит, чтобы полностью его использовать, придется купить товар за 10 000 рублей. В 5 раз дороже чайника, между прочим.
Одним словом, у российских магазинов в запасе есть масса способов "относительно честного отъема денег" - от элементарного переписывания ценников (отнюдь не в меньшую сторону, ибо когда витрина анонсирует "новогоднюю распродажу", человек, впавший в потребительский транс, не способен сопоставлять факты) до куда более изящных и хитроумных ходов. В кризисных условиях на фоне падения объемов продаж такие уловки для предпринимателей, пожалуй, единственный способ минимизировать потери. Самим же покупателям остается посоветовать внимательнее вчитываться в условия акций и не терять голову от громких обещаний.
Как сэкономить деньги на распродажах вместо того, чтобы их потерять?
«Бойся, покупатель!» – надпись на входе в рынок в древнем Риме.
Просто низкими ценами сегодняшнего искушенного покупателя уже не удивишь. Вот и приходится маркетологам придумывать, как привлечь людей в магазин, а владельцам, стиснув зубы, давать добро на скидки. И, видимо, на неокрепшую психику российского покупателя это действует. Какой должна быть реакция, например, на лозунг «100%-ная праздничная распродажа» в магазине «Л`Этуаль»? Неудивительно, что именно в период распродаж продавцы избавляются от лежалого, некачественного товара. И деньги не возвращают, если попытаетесь вернуть… «Вы ведь купили эту вещь на распродаже, возврату она не подлежит» – говорят Вам с издёвкой, мило улыбаясь…
Однако во всём мире люди используют распродажи как средство сэкономить, и довольно много. Если уж сам принц Уильям, да, да, тот самый, (Источник: «Принц Уильям одевается на распродажах в супермаркете») замечен на распродаже, то что стесняться нам, простым смертным…
Распродажи бывают, как правило, сезонные, особенно характерные для магазинов одежды и обуви, ежегодные, например в автосалонах, предпраздничные и… вечные. Это когда уже при открытии магазина, на витринах которого навечно наклеено «Распродажа!!! Скидки до… %!!!». Заходить в такие магазины, конечно, можно и нужно, однако надо и представлять среднерыночную стоимость товара, который предлагается со скидкой.
Так как же не потерять голову от супернизких цен и надписей «суперскидка»? Вот несколько простых правил.
1. Составьте план покупок. Это не даст Вам растеряться в распродажном водовороте. Всё, что не указано, отложите «на потом».
2. Вообще первое правило поведения на распродажах: увидев ценник со скидкой, надо остановить руку, тянущуюся к кошельку.
3. Всегда берите на распродажи столько денег, сколько стоят товары, которые Вы хотите купить без скидок, по среднерыночной цене. Никогда не поддавайтесь на уговоры продавца купить более дорогостоящую вещь в кредит. Исключения, конечно, могут быть, но…
4. Обязательно узнайте цены на этот или аналогичный товар в других магазинах. Может оказаться так, что товар со вроде бы большой скидкой стоит столько же, а то и дороже, чем в соседнем магазине, причем без всяких скидок.
5. Покупайте вещи на распродажах в магазинах, зарекомендовавших себя, с хорошим ассортиментом. Хотя и здесь бдительность не помешает.
6. Иногда на ценнике указана только цена (вроде бы старая) и процент скидки. Не поленитесь посчитать точно, во сколько Вам обойдется этот товар. Калькулятор есть у каждого на сотовом телефоне.
7. Увидев большой контейнер (корзину) с надписью «Всё по…» нельзя терять волю. «Вот сейчас не возьмёшь, потом не будет» – говорит Вам внутренний голос. Во-первых, если вещь Вам очень нужна, просто жизненно необходима, Вы купите её и без всяких скидок. А уж если Вы и нашли что-то стоящее по бросовой цене, всё равно сто раз подумайте, прежде чем выложить даже эти небольшие деньги.
8. Узнавайте время распродаж. На распродажах вы можете купить хорошую вещь и одновременно сэкономить деньги! Помните: есть распродажи, при которых, если Вы покупаете две и более вещи, Вы получаете еще большую скидку! Однако палка и здесь о двух концах. Если эти товары имеют срок годности, обязательно проверьте его. Вот непридуманная история: «В магазине собирался купить пару бутылок пива. А тут праздничная акция. Я купился, купил ящик пива, второй получил бесплатно. Пришел домой, распечатал, посмотрел, а срок годности истекает через 3 дня. И вот у меня 20 литров пива. Как я могу их выпить за 3 дня?» А придётся!
9. Всегда сохраняйте чеки. Это на тот случай, если товар окажется не совсем хорошего качества или не совсем тем, что нужно. Любую купленную вещь можно попытаться вернуть в магазин. Конечно, с возвратом будут проблемы – сошлитесь на ст. 18 «Закона о защите прав потребителя» и сообщите, что проблемы будут у… Если же товар уценен из-за какого-либо дефекта, нужно иметь в виду, что обо всех дефектах товара покупателя должны уведомить до момента покупки.
Конечно, советов типа «как ещё можно сэкономить» можно придумать бесчисленное множество. Но всё же ещё раз повторюсь – лучше уйти из магазина, не купив ничего, чем купить ненужный товар и выбросить его.
Как ходить по магазинам без ощутимого вреда для кармана?
С середины декабря витрины бутиков запестрели яркими наклейками «Sale». Цены на одежду, обувь и аксессуары снижаются с каждым днем. Обновить гардероб, потратив копейки, — легко, если знаешь места. «Часкор» выяснил, где можно приодеться со скидкой.
Предновогодние, или, как их называют за рубежом, рождественские, распродажи сейчас в самом разгаре. Первыми снижать цены на продукцию начали магазины средней ценовой категории. «Этот сегмент начинает распродажи довольно рано, после третьего месяца сезона. Где-то в октябре и ноябре идут первые промоскидки, обычно не больше 30%, — рассказывает коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. — Распродажа люксовых товаров идет в последний месяц сезона — декабрь-январь».
В магазинах молодежной одежды Sela скидки начинаются с 20%. Водолазку там можно купить за 400 рублей, а куртку — за 1100 рублей. 30%-ные скидки действуют на зимнюю одежду в магазинах Baon. На те же 30% меньше обойдутся товары из Finn Flare. Причем купить одежду, обувь и аксессуары подешевле можно и в интернет-магазине компании.
Во всех магазинах сети «Спортмастер» идут новогодние скидки до 50%. Внимание следует обращать на товары, отмеченные специальными стикерами. Наиболее популярные в России спортивные бренды также приступили к сезонным распродажам. Adidas — до 20%, однако скидки есть далеко не на весь ассортимент. Reebok — до 40%, Puma — до 50%, скидки в этих сетях представлены довольно широко. Наиболее узнаваемый производитель джинсовой одежды Levi’s предлагает москвичам скидки до 40—50%. Однако распродажа распространяется не на все вещи. Традиционно классические модели продаются без уценки.
Джинсы, толстовки и куртки от Westland продаются со скидкой 50%. Такие же подарки приготовили для покупателей магазины Guess, Quiksilver и Castro. И очень своевременно: в Castro, например, блузка стоит 1579 рублей, пиджак — 5409 рублей, а брюки — 3559 рублей. А в таких магазинах, как Bally, Ecko Unltd и Befree, скидки на одежду доходят до 70%. Теперь, к примеру, джинсы или толстовка от Ecko Unltd обойдутся в 1,5 тыс. рублей, а брючки или кардиган от Befree — 499 рублей.
«45—50% товара магазину надо продать по первоначальной наценке, — объясняет такой разброс цен Ануш Гаспарян. — 35% товара продаются с совокупной скидкой в 50%, то есть часть товаров стоит на 30% меньше, часть — на 70%. И 15% товара не продается вообще. Если товар ликвиден, он продается внутри следующего сезона, если неликвиден — отправляется в сток-центры. Но эта схема не всегда выполняется. Например, сейчас самое время для дешевых пальто, но скидок на них практически нет, потому что погода теплая».
Не отстают в скидочной гонке и магазины недешевой одежды. В сети салонов «Кенгуру» установлены специальные цены на коллекции детской одежды. Блузку или штанишки от Diesel, DKNY, Kenzo, Burberry или Chloe можно пробрести с 30—50%-ной скидкой.
Магазины одежды заманивают покупателей подарками. Например, в дисконтных магазинах Colin's с декабря началась акция «Третья вещь бесплатно». Оплачивать надо большие по стоимости вещи. При покупке на сумму от 8 тыс. рублей в бутике Zimaletto в подарок дают яркую губную помаду от Clinique. В магазинах мужской одежды сети Springfield при покупке любой толстовки вторую дают в подарок. Любая толстовка стоит там 1990 рублей. А если купить одежду из мужской коллекции Vassa & Co на сумму от 25 тыс. рублей, то в подарок прилагаются фирменные запонки.
Распродажи идут и в обувных магазинах. Так, в сети магазинов «Эконика» зимние сапоги или осенние ботинки продаются с 50%-ной скидкой. Пару обувки можно приобрести всего за 990 рублей. Такая же скидка действует и в обувных магазинах Next. А в салонах «Терволина» зимняя коллекция распродается со скидками 20, 30 и 50%. Но дальше всех пошло руководство сети «Башмачникофф», где можно купить обувь с 70%-ной скидкой.
А вот нарядные новогодние платья и костюмы продаются сейчас безо всяких скидок. Их время настанет после праздников. Как, например, в студиях стиля Kira Plastinina. Симпатичные платья и юбки с 3 января будут продаваться с 30%-ной скидкой. И это с учетом того, что до распродажи юбка в студии стоит 849 рублей, а брюки 1,5 тысячи.
В меховых салонах пока затишье. «Шубы и дубленки обычно дешевеют со второй половины января, — рассказывает Ануш Гаспарян. — Тут еще от качества меха зависит. Если мех ценный, хороший, а изделие будет актуальным в следующем году, то скидки на него будут незначительными».
Впрочем, скупать одежду на распродажах стоит осторожно. Весьма велик риск нарваться на фальшивую скидку. «Цена на вещь складывается из материала, рабсилы и транспортировки, плюс таможенная пошлина и налог. Поэтому вещи в России в среднем на 30% дороже, чем в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, — рассказывает байер (специалист по покупкам) Светлана Коровина. — У нас скидки устанавливает сам магазин. Бывает, что на ценнике пишут цифры с потолка, зачеркивают и рядом пишут цифру на 50% меньше. На самом деле вам продают вещь за ее реальную стоимость. Ход старый как мир. Еще часто скидки делают только на неликвидный товар, а то, что пользуется спросом, продается без уценок. Магазины не могут торговать в ущерб себе, так что не надейтесь, что в Москве у вас получится купить хорошую вещь за полцены. А вот за границей, где размеры скидок установлены соответствующим законом, такого безобразия нет».
Милиция предостерегает москвичей от неприятностей, которыми может обернуться длительное празднование Нового года.
По словам представителей столичного ГУВД, всплеска бытовых убийств в период новогодних праздников они не ожидают, однако семейные ссоры и бытовые конфликты в семьях вполне вероятны, отметил замначальника милиции общественной безопасности (МОБ) ГУВД Москвы Григорий Краснов.
Как отмечают милиционеры, к Новому году помимо добропорядочных граждан хорошо подготовились мошенники и воры. Угонять автомобили и взламывать квартиры они собираются в то время, когда москвичи будут праздновать наступление 2009 года вне дома.
Справка Москва опасная По данным мировых рейтингов, Москва, прочно занимающая верхние строчки в списках самых дорогих и негостеприимных столиц мира, прославилась еще одним малоприятным рекордом. А именно — заняла пятое место в мире по количеству убийств.
Но даже если москвичи останутся в столице на эти 10 дней, уверенности в сохранности имущества их квартир все равно нет. Милиционеры советуют не открывать двери незнакомым людям, приходящим в гости под видом сотрудников ДЕЗов, собеса, почтальонов, представителей мэрии и даже Дедов Морозов. Если же дверь все-таки открыли, то не пускайте гостей дальше коридора и постарайтесь проверить у посетителей документы.
Мошенники под видом Дедов Морозов не только обчищают квартиры, но и действуют на улицах. В столице уже фиксировались случаи, когда преступники предлагали доверчивым гражданам выпить шампанского с клофелином. После того как человек засыпал, он автоматически лишался всех ценностей и оставался на морозе. Курьезный случай произошел и в канун этого Нового года. На одной из АЗС на юго-западе столицы мошенник, переодетый Дедом Морозом, угрожал взорвать «бомбу», если сотрудники АЗС не отдадут ему выручку. Кассир отдала мужчине 2 тыс. рублей, бросив коробку, в которой не оказалось взрывчатки, преступник сбежал.
Выходя на улицу, крайне необходимо быть бдительными, настаивают милиционеры. Особенно рядом с банками, крупными торговыми центрами и в транспорте.
Милиционеры советуют не оставлять машины у супермаркетов надолго без присмотра. Владельцам автомобилей угрожают не только угонщики, но и воры-борсеточники. По словам представителей Московского уголовного розыска, чаще всего горожане рискуют лишиться сумок на АЗС, рынках, в крупных торговых центрах, в том числе расположенных на МКАД. «Необходимо постоянно контролировать деньги и личные вещи, а расплачиваясь в кассе и у прилавка в магазине, постарайтесь, чтобы содержимое вашего кошелька не было видно посторонним, — посоветовал начальник 3 ОРЧ МУРа Анатолий Трушкин. — Если вы заметили, что совершается кража, привлеките внимание окружающих и не оставайтесь безучастными».
Укладывая праздничные покупки в багажник автомашины, оставлять без присмотра сумки и борсетки не следует. При выезде со стоянки и во время движения необходимо блокировать двери салона, а если кто-то обращается с просьбой, разговаривать через приоткрытое окно. «Выходя из машины даже на секунду, всегда забирайте с собой личные вещи и деньги», — подчеркнули в МУРе.
Делая покупки в магазинах в праздничные дни нужно быть особо внимательными – вокруг могут быть карманники. На праздники в Москву, как правило, съезжаются воры-гастролеры из других городов России и стран СНГ, которые охотно пользуются праздничной суматохой. Мошенники активизируются и в рамках «новогодних распродаж». Предлагая пенсионерам товары с «новогодними скидками», они уговаривают жертву подъехать к ней домой и расплатиться. В итоге вместо товара пенсионер получает обчищенную квартиру и разбирательство с правоохранительными органами.
Как показывает практика, масштабных ЧП в Новый год не случается. И все же сводки всегда пестрят сообщениями о грабежах, кражах и разбоях. «Если вы пострадали от действий злоумышленников или стали очевидцем происшествия, обращайтесь в милицию. Наберите «02» или обратитесь к постовому милиционеру», — отмечают в правоохранительных органах.
В новогодние дни милиция будет работать в Москве в усиленном режиме. Как заявил начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков, участковым уполномоченным милиции поставлены задачи по повышению контроля за соблюдением паспортного режима, особенно в местах проживания иногородних рабочих. Кроме того, усилен паспортный режим на вокзалах и на въездах в город, организована проверка лиц, состоящих на учете в милиции. В каждом округе Москвы будут дежурить специальные милицейские группы, на круглосуточный режим работы переведены участковые инспекторы.
У многих наступает в жизни момент, когда им приходится снимать квартиру. Причины у всех самые разные: кто-то хочет вырваться из под родительской опеки, у кого-то не хватает места в одной квартире для всей большой семьи, кто-то хочет создать свою семью, кто-то переезжает в другой город и не может себе позволить приобрести там постоянное жильё. И продолжать можно бесконечно…
В настоящее время довольно нелегко найти квартиру, соответствующую по цене и обстановке нашим запросам. Не спешите радоваться, если вы нашли объявление о том, что сдаётся квартира вашей мечты. Здесь, как и в любом бизнесе, связанном с деньгами есть свои мошенники, которые не упустят случая заработать на вас деньжат. Я хочу вам рассказать о наиболее часто встречающихся способах махинаций с квартирами.
Способ первый: телефонное мошенничество
Поведаю реальную историю телефонного мошенничества. Решил один паренёк со своей девушкой снять квартиру. Искал, искал он квартиру по объявлениям в газете и наконец-то нашёл более чем подходящий вариант. Цена маленькая, квартира в центре города, на длительный срок, без посредников, в общем, как казалось, повезло.
Собрался уже он встретиться с хозяином квартиры, а хозяин ему давай рассказывать свою душещипательную историю. Мол, сидит он в тюрьме, за преступление которого не совершал, раньше квартиру за него сдавала его соседка, а ему только деньги передавала, но теперь соседка переезжает и ему нужно самому как-то крутиться. Договорились они, что паренёк в тюрьму к этому дяденьке приедет и в качестве взятки за то, что его пропустят не в назначенный день посещения, купит дорогую водку. Дяденька сказал, что все документы на квартиру предоставит, и взял у паренька данные паспорта, чтобы пропуск в тюрьму ему оформили. Приехал паренёк в назначенное время звонит дяденьке, а тот говорит, что немного придётся встречу отложить. Через некоторое время он говорит, что тюремщик потребовал купить несколько карт различных операторов, и несколько упаковок сухих дрожжей, паренёк купил всё это, и продиктовал коды для активации карт. Как и ожидалось, после этого встреча перенеслась на завтра, а завтра на звонки дяденька не отвечал.
Паренёк решил припугнуть дяденьку и послал ему смс, что если не вернёте деньги, я в милицию пойду. Дяденька тут же перезвонил, слышно было, что он находится на улице, а ни в какой не тюрьме, и пообещал заявиться на место прописки паренька раньше, чем тот успеет пикнуть. Естественно паренёк ни в какую милицию не пошёл, потому что за себя не так страшно как за родных, которые живут с ним в одной квартире.
МирСоветов хотел бы отметить, что как бы не очевидно казалось мошенничество, когда предлагаются привлекательные условия съема квартиры – мы часто можем попасться на такую уловку. А последствия оказываются довольно печальными.
Способ второй: риэлторское агентство на один день
Схема данного мошенничества с квартирой выглядит таким образом.
Приходит человек в риэлторское агентство по поводу интересующей его квартиры. Риэлтор при нем звонит владельцу квартиры и назначает встречу на следующий день, раньше владелец просто не может встретиться. Риэлтор просит оставить в залог свою долю за квартиру это обычно 50% от стоимости аренды за один месяц, человек оставляет, получив на руки документы об уплате им суммы, гарантирующие возврат уплаченной суммы в случае отказа от квартиры.
На следующий день к телефону естественно никто не подходит, а офис либо пуст, либо там находится уже совсем другая фирма. Такая схема мошенничества действует редко, потому что может не окупать себя, если у мошенников в основном нет людей, которые могли бы предоставить им офис на один день за небольшую цену. Но тем не менее и этот способ нельзя исключать.
Способ третий: Кто первый заплатит
И хотя этот способ мошенничества с квартирой многим известен, все же МирСоветов еще раз упомянет о нем. Несмотря на известность этого способа в жизни, многие сталкиваясь с этим мошенничеством впервые, даже не подозревают о том, что могут остаться обманутыми.
Для осуществления этого способа мошенничества человек снимает квартиру посуточно, осматривает её, потом размещает объявление, что сдает квартиру. Мошенник может представиться как риэлтером, так и владельцем квартиры. Он назначает встречу в один день с как можно большим количеством людей с небольшим интервалом между людьми, а то и в одно время. К тому дню снова снимает квартиру. Приходят люди смотреть эту квартиру, и каждому говорится примерно один и тот же текст на подобие: «Люди, которые смотрели квартиру до/после вас, тоже хотят её снять, но вы мне больше понравились, поэтому если вы заплатите деньги сейчас, то можете заезжать в квартиру хоть завтра».
Люди платят деньги, получают на руки договор об аренде, а нередко и ключи от квартиры, если мошеннику хватает тех денег, которые он получил от одного обманутого человека. Что дальше происходит всем уже понятно.
Как уберечься от мошенников
Никогда не отдавайте денег за «кота в мешке», не покупайте никаких карточек, никуда и никому не перечисляйте деньги.
Помните, что низкую цену за хорошую квартиру не назначит никто – вас это сразу должно насторожить.
Никогда не давайте свои паспортные данные незнакомым людям, так как вам могут начать угрожать и в дальнейшем тянуть из вас деньги.
Услышав малейшую нестыковку в рассказе владельца квартиры или риэлтора, если есть хоть малейшие подозрения мошенничества – сразу отказывайтесь от предлагаемой вам квартиры.
Если владелец квартиры пообещал сдать квартиру именно вам, но его телефон постоянно занят, значит, он договаривается ещё с кем-то. Для проверки МирСоветов советует попросить знакомых позвонить на его номер и попробовать снять квартиру. Если и вашим знакомым он начнёт предлагать квартиру, не сказав, что у него уже есть покупатели – это уже явный признак мошенничества.
Телефонные мошенники почти никогда не берут трубку, если им звонят с городских номеров, они избегают риэлторов и боятся милиции.
Если ваша встреча постоянно переносится, то и это должно вас насторожить.
Лучше снимать квартиру через риэлторские агентства, причём проверенные, через которые снимали квартиры ваши друзья, знакомые, родственники, чтобы наверняка знать, что вас не обманут. Вы заплатите один раз риэлтору, зато потом будите ещё долго жить спокойно.
Сколько лет существует человечество, наверное, столько же существует и обман. О нем писали древние философы, о нем написано в Библии… Жизнь развивается, идет вперед, а обманы все так же сопровождают нашу жизнь, внося в нее массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком.
Ряд авторов дифференцирует понятия: правда - неправда - вранье - обман - ложь, выделяя аспекты проблемы, присущие каждому из них. Мы не будем сейчас давать определения всем этим понятиям. Я предлагаю поразмышлять над тем, как, по каким признакам можно понять, что твой собеседник тебя обманывает. И как уберечься от этого.
Кто он, этот ваш собеседник? Муж, жена, деловой партнер, сослуживец, подчиненный? В любом случае во главу угла нужно ставить вопрос мотива. Нужно самому себе ответить на вопрос: что выигрывает человек, обманывая вас? Зачем ему нужен этот обман? Потому что обман ради обмана встречается не так уж и часто. Зачем утруждать себя фантазиями, если этого человека мы никогда не увидим и у нас нет никакого личного интереса к нему.
Пойдем от самого простого, но, тем не менее, достаточно распространенного явления: ваше внимание пытается привлечь цыганка-гадалка. Играя на психокомплексах клиента, таких, как любопытство (судьба, любовь, враги, здоровье), великодушие (помощь), жалость, превосходство, страх (шантажирует сглазом или порчей), она хочет получить одно: деньги. Итак, мотив ясен. Теперь встает вопрос: а как она это делает? Я хочу остановиться на технологии гадания, применяемой не только цыганками, но и многими другими "прорицательницами".
Сначала клиента калибруют по "да" и "нет" - реакциям. И уже затем цыганка уверенно "угадывает" прошлое, завоевывая доверие клиента. Именно этим приемом можно пользоваться для определения того, обманывает вас человек или говорит правду. Задав вашему собеседнику ряд вопросов, на которые, вы уверенны, он ответит положительно и, откалибровав его поведенческие реакции, вы задаете ему вопросы, на которые он отвечает "нет". И поведенческий ключ в ваших руках. Теперь, что бы ни говорил ваш собеседник, вы четко знаете его истинную реакцию. Что же нужно наблюдать, на что нужно обращать внимание?
Мы реагируем телом, разумом и языком. Они очень глубоко связаны между собой, поэтому все наши мысли, так или иначе, находят отражение в нашем теле. Тело не может лгать! Важно уметь считать те сигналы, которые поступают к нам от тела нашего собеседника.
Какие же существуют сигналы доступа?
- Изменение модуляции и громкости голоса,
- Изменение интонационных характеристик,
- Внутреннее напряжение,
- Изменение тонуса мускулатуры,
- Жестикуляция, не свойственная человеку,
- Хаотичные движения или наоборот "застывание" (если человек старается себя контролировать),
- Глазодвигательные паттерны.
А. Бине писал: "… личность и индивидуальность проявляются буквально во всем, в том числе как человек садиться, берет предметы". Хочется увязать данные разных отраслей психологии воедино. Потому что наиболее полную картину о человеке можно получить, если классифицировать определенные устойчивые черты поведения человека. Надежный прогноз возможен при опоре на систему признаков (причем желательно, чтобы эти признаки имели разные механизмы проявления). Если применять принципиально разные методы анализа и наблюдений с последующим соотнесением их результатов и поиском того общего, что характерно для данной личности, то оценка человека будет более точной. В.Г.Зазыкин предлагает использовать совокупные данные различных наук о человеке. Даже если каждая из них в отдельности имеет определенные ограничения, сопоставление таких данных позволит получить устойчивые инварианты признаков личностных качеств и форм поведения, необходимых для точной оценки прогноза. Поведение человека, его реакции отличаются разнообразием. Но всегда важно выделять главные детерминанты в поведении человека и опираться на них, выстраивая логику его поступков. Сейчас достаточно широкое распространение получили телесно-ориентированные техники. С их помощью по телу можно получать всю информацию о человеке. По телу можно определить структуру характера, определить проблемы человека. Короче говоря, понять кто перед тобой. Многое в человеке происходит помимо его воли, без сознательного контроля. Существует один четкий методологический принцип: наличие того или иного качества всегда можно соотнести с характерным признаком, который является как бы индикатором этого качества. Получается, что путей доступа к человеку очень много. И главным становится уметь отследить те изменения, которые в человеке происходят. Главное - уметь наблюдать. Сразу же возникает вопрос: а можно ли этому научиться? Да, можно. Зная на что обращать внимание, дальше нужно только тренироваться.
Где и когда может понадобиться это умение по изменению поведения считывать обман другого человека? Ну, во-первых, этому нужно специально обучать работников таких госструктур, как милиция, налоговая полиция, ФСБ, таможенники. Это умение очень важно для работников кадровых служб. А во-вторых, это умение пригодится всем и каждому в нашей повседневной жизни.
Как не оказаться жертвой мошенников-работодателей?
Работа.ру советует внимательно относиться к объявлениям о работе. Иначе вы зря потеряете время. И это в лучшем случае...Число свободных мест на рынке труда резко сократилось. Кризис свирепствует. Этот неприятный факт сегодня признают даже самые неисправимые оптимисты. Количество соискателей во много раз превышает количество вакансий. И тем более волнующим диссонансом выглядят следующие объявления: «Администратор в офис. Архисрочно! 96 000 руб.» или «Личный помощник руководителя — 130 000. Обучаю». Мы попытались выяснить, что же стоит за подобными предложениями.
Открываю популярную ежедневную газету и сразу наталкиваюсь на выделенные жирным шрифтом строчки: «Вас сократили? Срочно возьму в офис трудолюбивых сотрудников. Гибкий график, минимальный оклад 40 000 руб. Константин». Номер почему-то мобильный.
Давай подробности!
Звоню. Бодрый мужской голос заученно рапортует: «Наша организация занимается серьезной производственной, научной и коммерческой деятельностью. И в связи с наращиванием оборотов и открытием новых офисов мы производим набор сотрудников». Здорово, все сокращают персонал, а у них полный ажур и процветание!
- Сколько вам лет?- интересуется тем временем мой собеседник.
- 40.
- Прекрасный возраст! Я прямо по голосу чувствую, что вы человек коммуникабельный, с активной жизненной позицией. Приходите, жду, записывайте адрес.
- Но мне бы хотелось сначала узнать подробнее о будущих рабочих обязанностях, - прерываю я потенциального работодателя, - и еще чем конкретно занимается ваша фирма? Вот вы сказали «производство»...
- Лично я ничего не произвожу, - перебивает Константин. - Я возглавляю коммерческий отдел. А все подробности вы узнаете на собеседовании, пишите адрес...
Послушно записываю координаты непонятной организации и вновь пытаюсь выяснить хоть какие-нибудь подробности:
- Ну хоть вывеска у вас есть? Что на ней написано? И кого мне спросить при входе, какая у вас должность?
- Вывески у нас пока нет, офис новый, только переехали, - обрывает Константин. - Подниметесь на третий этаж, дежурному администратору скажете, что пришли на собеседование к Барашникову. Жду вас завтра ровно в 11-00.
Константин отсоединяется, моя настойчивость ему явно не по душе.
Мы не работаем, а зарабатываем
А вот еще одно объявление: «Полине Николаевне требуются сотрудники. Вам больше 28 лет? Имеете характер и чувство юмора? Звоните прямо сейчас! Число вакансий ограничено. Завтра может быть поздно! Оклад от 100 000 руб.». Вдохновляюсь, набираю номер.
- Полина Николаевна? Я насчет работы...
- Очень хорошо, - откликается женский голос. - Я являюсь руководителем совместного бизнес-предприятия, мы сотрудничаем со многими отечественными и зарубежными компаниями. В данный момент наша фирма выходит на качественно новый уровень...
- Простите, - робко прерываю я явно заученный текст, - а чем конкретно занимается ваша компания?
- Товарами для красоты и здоровья, - неохотно сворачивает Полина Николаевна с намеченного курса, но тут же выправляется. - Впрочем, все подробности на собеседовании, жду вас завтра в 11-00.
- Ой, завтра я не могу .
- Хорошо, - легко соглашается собеседница,- приходите послезавтра, в то же самое время. Пишите адрес.
И она подробно рассказывает мне, как пройти-проехать в ту же самую контору, куда я уже записана к Константину. Вот удача! Надо получить побольше информации.
- А в чем будет заключаться моя работа?
- Ничего сложного, - заверяет Полина Николаевна. - Ведение обычной документации, прием посетителей, телефонные консультации.
- И за это 100 000? - искренне удивляюсь я.
- У нас, девушка, не работают, а зарабатывают! - гордо бросает Полина Николаевна.
- А как мне найти конкретно вашу организацию? Вывеска у вас есть? - снова задаю я каверзный вопрос.
- Там у нас очень много вывесок - вы запутаетесь, - выворачивается собеседница. - Поднимайтесь на 3-й этаж, на ресепшене скажете...
Далее мы уже проходили.
Кому нужны скорпионы?
Смотрю дальше. О! классное предложение: «200 000! Абсолютно всем! Дружелюбная, сероглазая бизнес-леди (честно говоря, за такие деньги мне совершенно все равно, какого цвета глаза будут у моей начальницы, да пусть хоть малиновые в желтую крапинку) набирает сотрудников: раков, дев и львов. Помощь с жильем. Галина Дмитриевна». Все-таки непонятно: «абсолютно все» или только родившиеся с июля по сентябрь? А может быть, сероглазая леди работу предоставляет всем, а жилищные проблемы решает лишь избранных? Что ж, позвоним.
- Здравствуйте, можно Галину Дмитриевну?
- Галина Дмитриевна занята, я ее секретарь.
- Я по поводу работы. Скажите, пожалуйста, какие вакансии у вас есть? Какие требования? И в чем заключается работа?
- Девушка, я же вам сказала: я только секретарь! У меня тут 25 телефонов звонит! Не могу я с вами долго разговаривать. Записывайтесь на собеседование: завтра в 9-00. Как ваша фамилия?
- Но я не могу в 9-00...
- Галина Дмитриевна принимает строго с 9-00 до 9-30.
- Всего полчаса?
- Ну... завтра, наверное, можно до 11, но, учтите, только завтра!
- Скажите, а ничего, что я Скорпион?
- Кто вы?!
- Извините, но у вас тут написано: львы, девы и раки...
- Девушка, не морочьте мне голову, записывайтесь быстренько и приходите.
- Спасибо. Я подумаю.
"Трудовая? Диплом? Нет не нужны. Наша компания является представителем всемирно известного китайского концерна, а у китайцев нет трудовых книжек"
Мальбрук в поход собрался
Да, видимо, придется ехать, иначе до истины никогда не докопаться. В результате долго блуждала в какой-то промзоне, наконец нашла нужный дом. Ни вывески, ни указателя нет и в помине. Встретила меня очень деловая дама, по ее словам, владелица компании. Только вот даже кабинета своего у нее не оказалось, так, маленький столик среди десятка других, таких же. Народу — не протолкнуться, но кое-как нам удалось устроиться. Будущая начальница ни о чем меня не спрашивала, более того, пресекла робкую попытку вынуть из сумки документы. «Не нужно, - царственно махнула она рукой, - наша компания является представителем всемирно известного китайского концерна, а у китайцев нет трудовых книжек».
Видимо, дипломов и паспортов у китайцев тоже нет, поскольку и их у меня никто не спросил. Единственное, что потребовалось, это 500 рублей, которые необходимо было внести за будущее обучение. «Обучение у нас, разумеется, бесплатное, - вещала дама, - но если не взять с человека хотя бы мизерную сумму, он обязательно опоздает или вовсе не придет. А наши высококлассные специалисты, в том числе я сама, бесцельно потратят время на ожидание». Если бы я согласилась расстаться с вышеозначенной суммой, передо мной якобы немедленно должны были открыться самые радужные перспективы в виде зарплаты не менее 60 000 в месяц (и это только для начала), свободного графика, заграничных командировок, льготного отдыха на лучших курортах Китая и т. д. и т. п. При этом на вопрос, в чем конкретно будут заключаться мои должностные обязанности и чем занимается всемирно известный концерн, моя собеседница отвечать категорически отказалась, ссылаясь на то, что все мне объяснят на лекции, разумеется, после внесения означенной суммы в кассу. «Ну хотя бы покажите вашу продукцию!»- взмолилась я. «Зачем вам? - искренне удивилась собеседница. - Я сама не знаю весь ассортимент компании, он огромный».
После того, как платить, пусть даже 500 рублей, неизвестно кому и неизвестно за что я категорически отказалась, дама потеряла ко мне всякий интерес и с любезной улыбкой двинулась навстречу следующему соискателю.
Подведем итоги
Мы уже много раз говорили и повторяем еще раз: в сетевом маркетинге нет ничего дурного. Такие фирмы, как Faberlic, Mery Kay, Avon, известны по всему миру. Они торгуют качественной косметикой и не скрывают своего профиля.
А вот если будущий работодатель утаивает направление собственной деятельности, изворачивается, лжет, отказывается отвечать на элементарные вопросы, стоит крепко задуматься, прежде чем иметь с ним дело. Честный предприниматель не будет, прикрываясь цветистыми фразами, скрывать от соискателя, что тому придется заниматься прямыми продажами.
Между тем подобные предложения довольно легко сразу же отсеять. Во-первых, солидная организация имеет стационарный городской телефон. Когда в объявлении указывается лишь мобильный номер, это уже должно насторожить. Во-вторых, менеджер по персоналу в нормальной компании никогда не откажется подробно ответить на все интересующие вопросы: объяснить, чем занимается фирма, перечислить ваши будущие обязанности и требования к соискателю.
И последнее, если указанный в объявлении оклад намного превышает среднерыночный, это тоже своеобразный сигнал тревоги. За чувство юмора и бесконфликтный характер никто не станет сегодня платить 100 000 рублей. Будьте бдительны!
Помните вора-карманника Кирпича из фильма «Место встречи изменить нельзя», которого сыграл С. Садальский? Говорят, что старый московский карманник по кличке Саша Шорин, узнавший в герое сериала себя в молодости, даже прислал артисту ящик коньяка. Современные карманники не столь сентиментальны, но определенной воровской этики придерживаются. Обычно они подбрасывают оказавшиеся в украденном кошельке документы, а иногда вместе с ними и кредитные карты. Но лучше не дожидаться подобной филантропии, а попытаться карманную кражу предотвратить.
К сожалению, количество карманных краж в крупных городах остается высоким, хотя, по свидетельству милиции, профессионализм карманников понизился, и теперь среди них значительный процент составляют наркоманы, больше рассчитывающие не на криминальное мастерство, а на ротозейство потенциальных жертв. Но и виртуозов своего дела среди карманников хватает. В воровской иерархии они исстари занимают одно из почетных мест, так как их криминальная специальность требует навыков, которые не каждому по плечу. Обычно на жаргоне воров-карманников называют «щипачами».
«Щипач» должен обладать ловкостью рук и невозмутимостью фокусника, реакцией и хладнокровием профессионального спортсмена, умением перевоплощаться и актерскими способностями выпускника ВГИКа. Часто карманники действуют группой в 2-4 человека. Собственно «щипач» в группе, как правило, один, а остальные обеспечивают прикрытие и отвлечение потенциальной жертвы. В принципе, карманников можно встретить везде, где собираются люди и создается хотя бы небольшая толчея или очередь. Но есть у них и излюбленные места, где «работа» бывает наиболее успешна. Пальму первенства среди подобных мест держат торговые центры и рынки, затем следуют общественный транспорт и так называемый общепит.
Отличить «щипача» от обычного покупателя или пассажира автобуса практически невозможно. По силам это только профессионалам из спецподразделений МВД, которые занимаются борьбой с карманными кражами. У человека, который интересуется содержанием ваших карманов и сумок, как правило, ничего криминального в облике нет. Но в действиях карманников существуют некоторые признаки, которые должны заставить вас насторожиться.
Если кто-то старательно протискивается мимо вас или излишне прижимается, когда внешних причин для этого явно нет, постарайтесь контролировать свою сумку и кошелек. Возможно, это просто случайность, а возможно и попытка поинтересоваться содержимым ваших карманов. Насторожить вас должно и странное поведение человека, приковывающее к себе всеобщее внимание – кто-то излишне суетится, чем-то бурно возмущается, пристает к окружающим со странными вопросами, пытается читать журнал или развернуть газету, мешая всем, кто находится рядом с ним, случайно перегораживает выход или проход, создавая толчею. Не исключена вероятность, что это действует человек, отвлекающий внимание от карманника.
В транспорте люди стараются встать так, чтобы не находиться лицом друг к другу. Если кто-то встав очень близко повернулся к вам лицом, когда мог легко выбрать другое положение, и при этом высоко держит букет, плащ или куртку на руке, практически упирается в вас открытой книгой или журналом, насторожитесь. В таком положении опытный «щипач» может залезть даже во внутренний карман, предварительно расстегнув ваш плащ, куртку или пиджак.
Никогда не расслабляйтесь, если на улице у вас спрашивают, как куда-то пройти или проехать, и при этом старательно демонстрируют карту, которую держат одной рукой. Другой вариант, когда спрашивающих двое, причем один из них целенаправленно тычет вам карту, стараясь держать её повыше. Учтите, что в группе карманников могут быть и дети, которые успеют оставить вас без кошелька и мобильника, пока вы будете объяснять растерянной «мамаше» дорогу. Подобный вариант используется и в гипермаркетах, но со схемой расположения торговых точек или отделов.
В магазине самообслуживания вас могут попросить подать что-то тяжелое или неудобное с верхних полок, при этом будут пытаться помочь, но одной рукой. Если же рядом находится еще один человек, то помогать могут и двумя руками, но неуклюже, старательно при этом пихаясь. Как вариант – просят подержать за две ручки большую сумку или пакет, чтобы уложить в них покупки, которые плохо вмещаются, а то и проскальзывают мимо. Понятно, что с подобными просьбами могут обратиться и вполне добропорядочные покупатели, но ослаблять внимание не следует.
Наши люди сострадательны к пьяным, особенно, если они «прилично выглядят» – ну перебрал человек на корпоративчике, с кем не бывает. Если подобный подвыпивший субъект с запахом хорошего вина (чтобы не вызвать отвращение) пытается к вам прислониться, старательно делится впечатлениями о прошедшем застолье или жалуется «за жизнь», будьте внимательны. Подобным приемом часто пользуются карманники.
«Щипачи» используют множество способов отвлечь внимание и «облегчить» карманы потенциальной жертвы. Заранее предусмотреть все просто невозможно. Но есть определенные правила, которых следует придерживаться.
В транспорте и в местах большого скопления народа сумки носите не за спиной, а на груди или под мышкой, зажав локтем.
В заднем кармане брюк может лежать носовой платок и расческа, но не кошелек или портмоне, лучшее место для которых – внутренний карман, желательно застегивающийся.
Не носите с собой лишние деньги и не перегружайте кошелек различными кредитками и бонусными карточками. Чем тоньше кошелек, тем меньше внимания он привлекает.
Документы и деньги носите в карманах и сумках по отдельности.
Если приходится носить значительную сумму, разделите её на несколько частей, чтобы разложить по разным местам.
Если в ресторане или кафе вешаете пиджак (сумочку, барсетку) на стул, в нем не должно быть ничего ценного – не поленитесь переложить в карманы брюк.
Носить мобильник на боку в легко открывающемся футляре – заранее делать подарок «щипачам».
Самое серьезное внимание к ключам от машины, носите их в самом надежном месте. Если в брюках есть карманчик-пистон, это лучшее место для ключей, незаметно залезть в него крайне сложно.
Не забывайте в транспорте в часы пик контролировать сумку и кошелек в кармане. Не стесняйтесь делать это демонстративно.
В магазинах и на рынке «не демонстрируйте» содержимое кошелька, а расплатившись, сначала уберите в надежное место кошелек, только затем складывайте покупки.
Если чьи-то действия вас насторожили, обратитесь к этому человеку с невинным вопросом или просто пристально на него посмотрите. Если это был карманник, повторять попытки залезть в ваш карман он не станет.
Если же вы стали жертвой карманников, немедленно обращайтесь к сотрудникам милиции, вероятность вернуть украденное есть только при действиях «по горячим следам». Это тем более важно, если среди украденного были документы.
Будьте внимательны при нахождении в людных местах, это поможет избежать неприятных сюрпризов от встречи с карманниками.
В последнее время страну (а особенно столицу) захлестнула волна митингов, мирных и не очень. Поскольку в этих мероприятиях задействовано огромное количество людей, что уже само по себе опасно, каждому необходимо знать определенные правила личной безопасности на митинге.
Если митинг предполагает совершение каких-либо агрессивных действий (блокирование административных зданий, дорог), лучше вообще отказаться от участия в нем.
На митинг желательно не брать с собой вещи (сумки, большие зонтики, пакеты). Тем более нельзя брать любое оружие и предметы, его напоминающие. Употребление алкогольных напитков (даже слабоалкогольных) на митингах исключено.
Мобильный телефон должен быть полностью заряжен, чтобы была возможность экстренной связи. Также желательно захватить с собой мини-аптечку с основным набором препаратов и медикаментов – бинт, йод, салфетки, средства от головной боли, желудочные и сердечные препараты. В темное время суток может пригодиться небольшой фонарик. Обязательно наличие удостоверения личности.
Придя на митинг, не стоит лезть в толпу и пытаться протолкаться к сцене или оцеплению. Лучше занять позицию в стороне. Заранее намечается несколько путей отхода на случай непредвиденных обстоятельств.
Крайне опасно находиться непосредственно возле милицейского оцепления – при разгоне толпы вероятность пострадать от ударов и спецсредств максимальна.
Не стоит приближаться к экстремистски настроенным группам, а также лицам в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Стоять возле мусорных контейнеров и урн, оставленных кем-то вещей (сумок, чемоданов) опасно – в них может быть заложено взрывное устройство.
При движении в толпе лучше двигаться в ее центре, а не по периметру – могут прижать к неподвижному объекту (автомобиль, стена здания, дерево), а это грозит травмой.
В неподвижной толпе нужно продвигаться плечом вперед; при движении группой – взяться за руки.
Со своими товарищами необходимо держать визуальный контакт. Заранее нужно наметить четкий ориентир для сбора, если кто-либо потеряется.
Рюкзак нужно надеть за обе лямки, а ремень сумки (максимально укоротив) перебросить через шею – так вещи не будут мешать, и руки остаются свободными. Если начинается давка, от вещей лучше избавиться и как можно быстрее.
Перед тем как что-либо сделать или выкрикнуть какой-либо лозунг, надо оценить, может ли это быть воспринято окружающими или милицией как провокация.
Не надо поддаваться общей эйфории – когда толпа ликует, нужно быть особенно внимательным, так как это самый удобный момент для провокаций.
При начале разгона толпы необходимо сразу уходить в безопасную сторону. Если толпа начинает бежать, лучше наметить укрытие и воспользоваться им. При падении в толпе жизненно важно как можно быстрее рывком встать на ноги. Нельзя пытаться поднять упавшие вещи, хвататься руками за неподвижные предметы и двигаться против потока.
При попадании под струю газа ни в коем случае нельзя тереть глаза или промывать их водой – эффект газа усилится. При обстреле водометами надо прикрывать голову руками.
Что делать, если вас затопили соседи? Возмещение ущерба и без вины виноватый.
Хорошо, когда в подъезде собрался дружный коллектив благожелательно настроенных друг к другу соседей. В этом случае все споры по возмещению ущерба, причиненного по вине жильцов, решаются по обоюдному согласию сторон. Но добровольно расставаться со своими кровными мало кто желает. В этом случае остается только суд.
В суд с пустыми руками не ходят. Суду нужны доказательства. К вашим претензиям и уже составленным актам надо еще приложить смету на ремонтно-строительные работы.
Если акты виновник подписать отказался или просто уклоняется от их подписания, используя любые благовидные или не очень предлоги, стоит продумать и представить доказательства его действий.
При отсутствии доказательной базы возможны парадоксальные ситуации. Например, виновник заявит, что документы видит впервые в жизни, никакой аварии не было, а вся тяжба - это козни соседей из-за того, что он, три года назад возвращаясь как-то вечерком после веселой дружеской попойки, случайно пнул их кошку. Что решит суд? Логика подсказывает одно, а вот практика…
Сметой, по вашей просьбе, займутся в ЖЭС или ЖРЭО и насчитают вам за свой труд два процента от стоимости работ. Можно выбрать и другую организацию, но только обязательно обладающую правами на подобную деятельность. Если уверены в успехе своей борьбы, не бойтесь платить. Затраты вполне можно включить в будущий иск.
Специалисты, составляющие смету, вас, конечно, выслушают. Но свою работу будут выполнять на основании действующих норм и дефектного акта. И качество строительных материалов они должны учесть, и их стоимость в розничных ценах. Будьте уверены, все учтут.
Вот только будет ли учтенное соответствовать вашим хлопотам и затратам по последнему ремонту - еще вопрос. Слезами и словами специалистов не проймешь. А вот если сохранились какие-либо расходные документы, они, возможно, могут пригодиться.
Вне зависимости от того, куда вы обратились для составления сметы, ее нужно согласовать с балансодержателем дома. Причем, не тогда, когда вам будет удобно, а в течение трех дней.
Конечно, работы по ремонту и устранению недостатков можно поручить любой строительной организации, да и сметы скрупулезно можно не придерживаться. Хозяин, как говорится, барин. Но при определении размеров компенсации суд, скорее всего, учтет не фактические, а сметные расходы.
Судебные тяжбы не способствуют росту взаимопонимания между соседями. Поэтому, прежде чем обращаться в суд, учтите, что «виновник», в квартире которого произошел порыв, не всегда виноват. В приведенных ниже случаях ответственность за последствия должна нести эксплуатирующая организация, в частности ЖЭС.
1. Неисправны вентили на вводных или общедомовых трубопроводах, в результате чего было невозможно оперативно и своевременно перекрыть воду.
2. Аварии в общедомовых системах и трубопроводах.
3. Неисправности в конструктивных элементах домовой конструкции.
4. Вода протекает через кровлю и стыки.
5. Не выполнены или выполнены некачественно необходимые ремонтные и профилактические работы в доме.
В заключение искренне и со знанием дела пожелаю сухого потолка над вашей головой.