VA - Hammond Organ Organized: Milestones of Jazz Legends (Johnny Hodges, Wild Bill Davis, Milt Buckner, Jimmy Smith, Mel Rhyne...) (10 CD) - 2019, FLAC (tracks+.cue), lossless
Орган Хаммонда, названный в честь его изобретателя Лоренса Хаммонда, дебютировал в 1935 году как экономичная электроакустическая альтернатива гигантским трубным органам, устанавливаемым в основном в церквях. Среди первых клиентов Хаммонда были Джордж Гершвин и Каунт Бейси. Джазовые пианисты, такие как Бейси, Фэтс Уоллер, Дикий Билл Дэвис и Милт Бакнер, были отцами-основателями международного завоевания инструмента, которое привело ко всем стилям популярной музыки, от джаза до прогрессивного рока, с его расцветом в 1960-х и 70-х годах.
Человеком, который придал этим свингующим начинаниям необходимый новый импульс, был джазовый пианист Джимми Смит (1928-2005). Услышав Дикого Билла Дэвиса в 1954 году, он купил себе орган Хаммонда и провел год, упражняясь на инструменте на старом складе. Альфред Лайон из Blue Note Records обнаружил Смита на клубном выступлении в Филадельфии и подписал с ним контракт. Уже второй альбом Джимми Смита, выпущенный в 1956 году, ознаменовал его коммерческий прорыв, а также поднял Blue Note на новый уровень. В течение восьми лет Смит записывал хит за хитом для лейбла, а также вдохновил поколение преемников в новом формате органного трио с аккомпанементом электрогитары и барабана, часто с добавлением тенор-саксофониста (или наоборот).
Термин "Соул-джаз" лучше всего описывает это новое направление в джазе, возглавляемое, наряду со Смитом, такими органистами, как Ричард “Грув" Холмс, Фредди Роуч, "Брат” Джек Макдафф, Джонни "Хаммонд" Смит, Джон Паттон, Мел Райн, Бэби Фейс Уиллетт, Дон Паттерсон и Ширли Скотт. Ведущими саксофонистами этого жанра являются Джин Аммонс, Айк Квебек, Оливер Нельсон, Сонни Ститт и Стэнли Туррентайн. Ларри Янг, который пришел в конце этого развития, был новатором, равным Джимми Смиту, обратившись к авангардному джазу и электрическому фьюжну с Майлзом Дэвисом, Тони Уильямсом и Карлосом Сантаной после того, как изначально работал более традиционным способом. Масео Паркер омолодил Соул-джаз в 90-х, и сегодня такие органисты, как Ларри Голдингс и Джоуи ДеФранческо, отмечают свою территорию где-то между Джимми Смитом и Ларри Янгом.