С каждым годом все больше израильских компаний пробуют свое счастье за рубежом. Такие названия, как «Готекс», «Кастро», «Тева» и «Макс Бреннер», хорошо известны по всему миру - и сегодня их успех кажется естественным, самим собой разумеющемся.
Тем не менее, быть израильским бизнесменом за границей совсем не так просто, как кажется.
Деловому израильтянину всегда приходится думать не только о конкуренции и ценах на мировом рынке, но и о политике, которую, к сожалению, нельзя "оставить дома".
За деятельностью израильских компаний пристально следят не только потребители и брокеры, но и сотни правозащитных организаций - арабских и международных. Например, в Европе бойкоту подвергается любой товар, произведенный в поселениях, а отныне европейские и палестинские правозащитники досконально проверяют не только товары, но и... биографию самих производителей и бизнесменов!
В эти дни под угрозой бойкота оказалась израильская сеть кофе «Арома», которой принадлежат десятки отделений в США, Канаде, Европе и странах СНГ. В генеральном директоре «Аромы» Игале Шароне палестинцы признали командира Хевронской бригады. Они утверждают, что Шарон совершил преступления против человечности.
"Все военные командиры одинаковы, но он был худшим из худших, - говорит палестинская журналистка Каусар Салам. - Игаль Шарон может улыбаться, говорить тихим голосом и притворяться твоим близким другом. В то же время он может этим же тихим голосом отдать приказ о твоем уничтожении".
Палестинка Каусар Салам, ныне проживающая в Австрии, решила, что она не оставит это дело безнаказанным. Салам направила руководству "Арома" письмо с требованием уволить Шарона. В противном случае - компании грозит суд и бойкот.
"Что он думал, Игаль Шарон? - уливляется Салам. - Он думал, что я буду молчать? Я представляю свой народ, я представляю Хеврон!"
Популярная сеть кафе "Арома" возникла в 1994 году в Иерусалиме. Владельцы - братья Саар и Ярив Шефа. В 1999 году пути братьев Шефа разошлись, в результате чего были созданы две компании% «Арома Исраэль» и «Арома Тель-Авив». В 2006 году «Арома» открывает первый филиал за рубежом - в Нью-Йорке. Сегодня сеть «Арома Исраэль» насчитывает свыше 100 филиалов, которые действуют в Израиле, а также в США, Канаде и Украине.
В Казахстане, Румынии и на Кипре сеть действует под маркой «Мароне Россо».
«Ароме Тель-Авив» принадлежат отделения в Тель-Авиве и Германии.
Руководство сети «Арома Исраэль» направило в редакцию компании новостей 9-го канала следующее коммюнике:
"Игаль Шарон был добросовестным офицером, который всегда заботился о мирном палестинском населении. "Арома" не считает, что подобные публикации отрицательно скажутся на ее продажах, и никому не позволит причинить ущерб ее репутации".
Тем не менее, учитывая сегодняшний откровенно антиизраильский настрой в Европе, пройдут ли бесследно призывы к бойкоту израильской сети, которая пытается занять свою нишу на Западе?
Эксперты считают: антиизраильская истерия не столь важна, если речь идет о сугубо арабской реакции. Однако если к делу подключаются европейские организации - тут есть о чем призадуматься, это уже причина для беспокойства.
Пока призыв к бойкоту "Аромы" распространяется в основном через социальные сети по Интернету. В интервью корреспонденту 9-го канал Ксении Светловой госпожа Салам, которая направила свое письмо не только руководству «Аромы», но и в офис Европейской комиссии, заявила, что теперь к ее борьбе присоединилось и небезызвестное палестинское движение «Бойкот и разоблачение», которое уже добилось немалых успехов на этом поприще.
"Арома" проиграет, - заявила Салам. - "Арома" проиграет - вспомните историю с «Веолией»!
И в самом деле, французские предприятия «Веолия» и «Альстом», которые строят иерусалимский трамвай, уже потеряли выгодные контракты в Саудовской Аравии, Дании и Швеции после того, как в международную прессу просочилась информация о том, что трамвай будет проходить по районам Восточного Иерусалима - за "зеленой чертой".
Получит ли и кофе «Аромы» политический привкус? Каусар Салам утверждает, что не успокоится, пока не доведет дело до конца - то есть до увольнения гендиректора популярной израильской сети или ее бойкота. Вопрос в том, станут ли европейцы вникать в суть дела, выверять факты и проводить различие между «Аромой Исраэль» и «Аромой Тель-Авив» и заниматься биографией Игаля Шарона.
"Израиль проигрывает битву на европейском поле и приобретает отрицательный имидж, - сказала Салам в интервью Ксении Светловой. - Некоторые называют это антисемитизмом, однако я думаю, что это не так. Общественное мнение настроено против Израиля, даже если некоторые правительства его поддерживают. Израиль проигрывает эту битву..."
zman.com