Reel-To-Reel на 7½ ips. Магнитная Лента (Более 100 альбомов, в основном популярный Джаз)
Reel-To-Reel (R2R), или открытая бобина (open-reel), это классический формат аналоговой магнитной записи и воспроизведения звука, который был популярен с 1950-х по 1980-е годы, как для студий, так и для дома.
В отличие от современных кассет или цифровых носителей, здесь магнитная лента наматывается на две открытые бобины (катушки), которые вращаются во время записи или проигрывания. Скорость 7½ ips (inches per second, или 7,5 дюйма в секунду, что примерно равно 19 см/с) - это одна из самых распространённых скоростей для такого формата, обеспечивающая хороший баланс между качеством звука и длительностью записи.
Происхождение: Разработан в Германии в 1930-х (Magnetophon от AEG). После WWII популяризирован в США компаниями Ampex и EMI.
Использовался для радио, студий и даже в ранних компьютерах.
Расцвет: 1950–1970-е — золотая эра для аудиофилов. Альбомы (например, от Capitol или RCA) выпускались на R2R. В СССР аналог - "Маяк" или "Электроника".
Упадок: С 1980-х вытеснен кассетами (Philips Cassette, 1⅞ ips) и CD. Но интерес возродился: в 2020-х производят новые ленты (ATR Magnetics, Recording the Masters) и машины (Mechlabor).
Конструкция и параметры, влияющие на звук
Лента: ширина ¼ дюйма (6,35 мм) для бытового/полупрофессионального сегмента, ½ дюйма и выше - для студий. Основа — полиэстер (PET), покрытие — γ-Fe₂O₃ (оксид железа), CrO₂ (хром) или Fe (чистое железо). Чем плотнее и однороднее частицы, тем ниже шум и выше динамика.
Треки:
Quarter-track (4 трека): два стерео в одном направлении, два в обратном. Эффективная ширина дорожки ~0,8 мм → выше уровень шума.
Half-track (2 трека): ширина ~2 мм → на 6–8 дБ меньше шума, лучше разделение каналов.
Скорость 7½ ips:
Частотный диапазон на хорошей ленте и машине: 30 Гц – 18 кГц ±2 дБ, на студийных Ampex 456 или ATR Master Tape — до 20–22 кГц ±1 дБ.
Отношение сигнал/шум (SNR): 58–62 дБ без Dolby (A-weighted), 68–74 дБ с Dolby B, до 80 дБ с Dolby SR (профессионал).
Искажения (THD): 0,3–0,7 % на 0 дБ (250 nWb/m), 1–2 % на +3 дБ.
Wow & flutter: 0,04–0,08 % WRMS на Studer A80, Revox B77; 0,12–0,19 % на бытовых Akai, Teac.
Сравнение качества с другими форматами
Кассета Compact Cassette (1⅞ ips): 40–14 000 Гц, SNR 50–60 дБ с Dolby B. R2R на 7½ ips даёт на 10–15 дБ чище фон, шире диапазон и в 3–4 раза меньше искажений.
Винил LP: сопоставимый диапазон (20–20 кГц), но R2R выигрывает по шуму (винил — 55–65 дБ) и отсутствию поверхностных шумов.
Цифровой 16 бит/44,1 кГц (CD): цифровой «потолок» 96 дБ SNR, но R2R часто субъективно «теплее» за счёт мягких гармоник 2-го и 3-го порядка.
Факторы, определяющие реальное качество
1. Лента:
Ampex 456 / Quantegy 456: студийный стандарт 1970–90-х, +6 дБ над 185 nWb/m, низкий print-through.
ATR Master Tape, RMGI SM911: современные аналоги, уровень +9 дБ (318 nWb/m), SNR до 78 дБ с Dolby SR.
Б/у ленты 1970-х: часто липкий синдром (sticky-shed) — гидролиз связующего, требует «запекания» при 50 °C 8–12 ч.
3. Калибровка:
Уровень записи (0 VU = 185–250 nWb/m), азимут головок (±2′), bias (±5 %).
Неправильный bias → рост искажений на ВЧ или потеря высоких.
Шумоподавление:
4. Dolby B: –10 дБ шума на ВЧ.
dbx Type I: –30 дБ, но требует точного уровня, иначе «дыхание».
Без шумодава — слышимое шипение на тихих пассажах.
Субъективное восприятие
Теплота: насыщенные чётные гармоники от лёгкой компрессии ленты (tape saturation) при 0…+3 дБ.
Пространство: разделение каналов 35–45 дБ, лучше, чем у большинства кассет.
Динамика: реальные пики до +12 дБ без клиппинга на студийных лентах.
Современные источники
Новые ленты: ATR Magnetics (USA), Recording the Masters (Франция), Pyral.
Машины: Ballfinger M063 H5 (новые, €15 000), реставрированные Studer/Revox на Reverb.com.
Предзаписанные релизы: The Tape Project (мастер-ленты 15 ips, но есть 7½), Analogue Productions.
Итого: 7½ ips R2R - это аналоговый hi-fi уровень, способный превзойти CD по субъективному впечатлению при правильной цепочке. Качество ограничено не форматом, а состоянием ленты и точностью калибровки.
Здесь представлен в основном джаз оцифрованный на Mac mini (Late 2014) ноутбука
Устройство воспроизведения: TEAC X-1000R
Головка звукоснимателя: TEAC X-1000R
Предварительный усилитель: TEAC X-1000R
Программа-оцифровщик: VinylStudio
Обработка: отсутствует
Оцифровшик zhanin
Альбомы:
1. Ahmad Jamal – Ahmad Jamal – 1959 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
2. Ahmad Jamal – Jamal at the Penthouse – 1959 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
3. Ahmad Jamal – Portfolio of Ahmad Jamal – 1959 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
4. Antônio Carlos Jobim – The Composer of Desafinado, Plays – 1963 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
43. John Coltrane – Live at the Village Vanguard Again! – 1966 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
44. Jonah Jones Quartet, Glen Gray and the Casa Loma Orchestra – Jonah Jones Quartet / Glen Gray and the Casa Loma Orchestra – 1962 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
45. Kai Winding Featuring Kenny Burrell – !!!More!!! (Theme from Mondo Cane) – 1963 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
46. Laurindo Almeida & the Bossa Nova Allstars – Olé! Bossa Nova – 1963 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [DSD128]
47. Louis Armstrong & Oscar Peterson – Louis Armstrong Meets Oscar Peterson – 1959 (Reel-to-Reel, 7½ ips) [24_96]
__________________ О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас. --Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.
__________________ О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас. --Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.