Так просто, из меня раннего, текст, написанный года три назад. Типа для знакомства.
Про Робеспьера. Предупреждаю сразу: ежели кто думает, что тут будет сколько-нибудь правдивый текст со ссылками и т.п. – может дальше не читать. Кто желает получить научную информацию – рекомендую прочитать труды таких серьезных ученых, как Евгений Викторович Тарле, Альберт Захарович Манфред (это ничего, что они сов. историки, а Манфред так вообще марксист-ленинист - зато они настоящие ученые, без дураков, вдумчивые и добросовестные, и языки знали). Или еще кого, Карлейля там, Тьера – сейчас в сети полно их текстов.
Дальше будет сугубо субъективный, ненаучный текст с многочисленными передергиваниями и откровенными инсинуациями, путаницей в деталях, именах и датах. Короче – обывательский взгляд на историю. Точнее – обывательское впечатление о событиях и человеке.
1789
Нет, ну вот что хотел французский народ?
Да, в общем-то, ничего особенного: жизни нормальной. Чтоб налоги в пределах разумного, чтоб произвола барского не было, права первой ночи там и прочих феодальных штучек, чтоб торговать можно было нормально, чтобы рабочие нормальную з/п получали, а хозяева бы зуботычин не раздавали не по делу. Чтобы земля была не у кровососов-управляющих, поставленных праздными щеголями, а у справных хозяев. Которые пообразованней – те хотели «всеобщего избирательного права» (потом уточню, почему в кавычках), свобод разных, дабы за неправильные слова чуть что – в Бастилию бы не тащили.
Ну вот, вроде бы ничего не забыл.
Короче, достала всех эта власть: тупая, бездарная, просто – никчемная. Причем не меньше, если не больше, эта власть достала серьезных людей, имеющих вес в об-ве, популярность в стране, и просто – имеющих серьезные деньги.
И достала даже собственных служителей. Потому и слуги престола особо не рыпались, когда возбужденные парижане под руководством депутатов нац. собрания устроили бунт, захватили Бастилию и выпустили оттуда несколько уголовников. Кое-кого вздернули сгоряча, кое-кто из аристократов, видимо, почуяв, какая каша заваривается, свалили из страны и вернулись только в 1814 в обозе оккупантов.
В деревнях бунтовали, как обычно бунтовали в любых деревнях любых стран: пожгли и пограбили барские усадьбы, кое-где вздернули феодалов.
Нац. Собрание (в состав которого входил Робеспьер) объявило себя Учредительным, приняло «Декларацию прав человека и гражданина» (типа Конституции). Тогдашние вожаки типа Мирабо, Лафайета в общем-то решили, что дело сделано.
Но они рано успокоились: были еще Робеспьер, Марат, Демулен и другие ррреволюционеры.
Вот.
Максимилиан Франсуасович Робеспьер (так, кажется, звучит русифицированная форма ФИО знаменитого революционера, полностью же его имя: Максимилиан Мари-Изидор) родился в 1758 г. в семье потомственного судейского в г. Аррасе.
Мама Макса померла, когда ему было 7 лет, папаша свалил «за бугор» (в Баварию), где вскоре скончался, так что воспитывал парня и его братьев дед. Дед и определил внука в парижский колледж, а потом и в Сорбонну за казенный счет, стипендию платил город Аррас.
Тяжелая, в общем, жизнь парня была. Стипендия по парижским меркам копеечная, на жизнь не хватало. Красотой, статью, остроумием или еще чем парень тоже не блистал. Потому Робеспьер сторонился шумной студенческой жизни. Зато много читал и, как я подозреваю, много мечтал на тему: вот вырасту – я вам всем покажу, какой я весь из себя хороший, а вы, гады, не ценили.
В общем, закончил юрфак молодой человек и вернулся домой, в Аррас. Тут дедушка умер, тетки тоже – досталось некое наследство. И пошел парень по стезе своих предков, сутяжничеству. Стал, как говорится, вращаться в местном об-ве. Балы, провинциальные барышни, стишки в альбомы, посиделки в клубе. В местную академию избрали (тогда в каждом уважающем себя городишке была академия).
Но душа просила большего – и тут подоспели выборы в Генеральные Штаты. Разумеется, молодой человек из старинной судейской фамилии с парижским образованием, известный модными передовыми взглядами (да и кто тогда из образованной молодежи не увлекался идеями Руссо?), но не экстремист, чуть не автоматом стал депутатом от третьего сословия. Разумеется, никаким выразителем ничьих интересов, кроме собственных, новоиспеченный депутат не был.
И отправился М.Робеспьер на завоевание Парижа и Франции.
...