[DSD 128] Ариф Мирзоев - Органная симфония памяти И.С. Баха до минор, соч. 30 (Александр Фисейский) / Arif Mirzoev - Organ Symphony in Memory of J.S. Bach in C minor, Op. 30 (Alexander Fiseisky) -1990
[DSD 128] Ариф Мирзоев - Органная симфония памяти И.С. Баха до минор, соч. 30 (Александр Фисейский) / Arif Mirzoev - Organ Symphony in Memory of J.S. Bach in C minor, Op. 30 (Alexander Fiseisky) -1990
Скрытый текст (вы должны зарегистрироваться или войти под своим логином):
У вас нет прав чтобы видеть скрытый текст, содержащейся здесь.
Жанр: Classical, Contemporary
Носитель: LP
Год выпуска: 1990
Лейбл: Мелодия – С10 29367 006
Страна-производитель: СССР
Дата записи: 1988
Аудио кодек: DSD
Тип рипа: image+.cue
Формат записи: 1bit/5.6 MHz
Формат раздачи: 1bit/5.6 MHz
Продолжительность: 00:38:22
Треклист
Ариф Мирзоев (р. 1944)
______Органная симфония памяти И.С. Баха до минор, соч. 30
__Орнаментально-мугамные, хоральные и полифонические вариации
Side A:
01. I. Тема (02:27)
02. ___Вариация I (00:35)
03. ___Вариация II (0:51)
04. ___Вариация III (1:39)
05. ___Вариация IV (1:06)
06. ___Вариация V (1:54)
07. ___Вариация VI (2:25)
08. II. [Вариация VII] Интерлюдия. Andante sacramente (4:54)
Side B:
09. III. [Вариация VIII] Ария (2:52)
10. __._[Вариация IX] Хорал «Баяты-Шираз». Adagio improvisando (4:20)
11. IV. J.S. Bach. Allegro (5:51)
12. V. Реквием и финал. Funebre (9:27)
Исполнитель
Александр Фисейский, орган
Запись произведена в Республиканском зале органной и камерной музыки г. Киева
Источник оцифровки: KOPOBA_BEPA
Код класса состояния винила: G
Устройство воспроизведения: PS-HX500 - Sony
Головка звукоснимателя: Ortofon 2M-Blue
Предварительный усилитель: PS-HX500 - Sony (встроенный)
АЦП: S-HX500 - Sony (встроенный Burr-Brown PCM4202)
Питание: iFi iPower
Программа-оцифровщик: Sony Hi-Res Audio Recorder 1.1.0
Обработка: никакой
Костёл Святой Эльжбеты
Возведён в 1903-1911 годах. Строительством руководил архитектор К.Талёвский. Подражательный неоготический стиль собора повторяет многие элементы французской и северогерманской готической архитектуры с элементами романского стиля: высокие островерхие шпили, стрельчатые окна, портал с большой розой в центре, внутренний вертикальный простор. Пётр Войтович, которого поляки называли современным
Фидием, украсил костёл скульптурной композицией «Распятие с Пристоящим».
Сторона 1
16.08
Тема и шесть орнаментальных вариаций
2. Интерлюдия, Andante sacramente
Сторона 2
23.00
3. Ария и хорал «Баяты Шираз». Adagio improvisando
4. J. S. Bach. Allegro
5. Реквием и финал. Funebre
Запись произведена
в Республиканском зале органной
и камерной музыки г. Киева
Звукорежиссер Ю. Винник
Редактор Н. Кузык Оформление А. Хитрова
ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1988 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
1990 Зак. 69. Тираж 5000 Арт. 11-2. Цена 2 руб.
С музыкой Арифа Мирзоева (р. 1944) широкие круги слушателей познакомились в 1977 году, когда в Москве прозвучало его сочинение для органа «Хорал и классическая фуга». Уже тогда стало ясно, что возможности органа как нельзя лучше соответствуют основной направленности стиля молодого композитора: увлечению музыкой эпохи барокко, полифониче- скими жанрами для органа и клавесина. Свободно владея классическим полифоническим письмом и современной композиторской техникой, А. Мирзоев умело наполняет традиционные формы новым, волнующим современников содержанием.
Огромную роль в формировании стиля композитора играет музыкальная культура его родины -- Азербайджана. Яркий мелодический облик сочинений А. Мирзоева определяется мелосом азербайджанской народной музыки.
Композитор работает в различных жанрах. Наиболее известные его сочинения «Хорал и классическая фуга» (1965), Соната для скрипки и фортепиано (1969), «Симфонический монолог» для оркестра (1973), фортепианный цикл «24 прелюдии» (I тетрадь - 1966, II 1976), струнный квартет памяти отца (1978), джазовое концертино для двух роялей (1981), лирические эстрадные песни. Они нередко звучат в концертных залах нашей страны и многих стран мира.
ОРГАННАЯ СИМФОНИЯ, соч. 30 (1984) имеет подзаголовок «орнаментально-мугамные, хоральные и полифонические вариации». Сочинение это со всей ясностью демонстрирует творческое кредо композитора, которое сформировалось в стенах Бакинской консерватории во время занятий в классе выдающегося советского композитора Кара Караева. Суть этого кредо -- соединить музыкальные культуры Востока и Запада. Такого рода идея нашла плодотворное и своеобразное выражение в творчестве Уз. Гаджибекова, К. Караева, Ф. Амирова. На путях к той же цели творческие интересы А. Мирзоева подсказали ему искать этот синтез на уровне наивысших художественных достижений средневекового музыкального мышления, а именно - западной полифонии и классической восточной импровизации.
Казалось бы, что может быть общего между столь далекими явлениями, как органная музыка Западной Европы и монодийное искусство азербайджанского мугама? Два различных звуковых феномена, за которыми стоят различные культуры - западно христианская и мусульманская. Однако Органная симфония
A. Мирзоева убеждает, что синтез этот не только возможен, но может быть весьма органичным и перспективным, открывающим композиторам Востока дорогу к большой и национальной по духу работе в области органной музыки.
Симфония посвящена 300-летию со дня рождения И. С. Баха, Импульсом для ее создания послужили, по словам самого автора, такие творения Баха, как «Органная месса» и «Искусство фуги». Наполнив свою симфонию национальным ладоинтонационным строем, А. Мирзоев демонстрирует мастерство в полифоническом развитии, которое органично включает в себя подлинные мугамные темы и темы, цитируемые из произведений Баха. В результате сочинение азербайджанского композитора выявляет драматизм и большое философское содержание, свойственное как эстетике барокко, так и «восточного Возрождения».
Именно этими особенностями Органная сим фония привлекла к себе внимание. Высокую оценку дал ей старейший советский органист и музыковед А. Котляревский, указав, что «Органная симфония А. Мирзоева является значительным вкладом в историю мировой «бахианы» - наряду с такими выдающимися сочинениями, как «Бразильские бахианы» Вилы Лобоса и «24 прелюдии и фуги» Д. Шостаковича».
В основе Органной симфонии лежит принцип вариационного показа одной темы, которая от крывает произведение. В скорбном и величавом ее звучании хорошо слышна национально-восточная природа музыкальной структуры. Следуя принципу сонатно-симфонической драматургии, А. Мирзоев группирует вариации в пятичастный цикл. Так при использовании одноголосной темы и практически не выходя за рамки одной тональности (до минор), композитор обнаруживает большой талант в области фантазийно-преобразовательной работы с исходным материалом и создает произведение с подлинно симфонической мощью звучания.
Первую часть составляют тема и шесть орнаментальных вариаций. В них тема предстает в светлых, безмятежно-танцевальных, порою в скорбных (сарабанда) и драматических красках (токката).
Фактура этих вариаций обнаруживает подчас сходство с встречающимися в инструментальных мугамах ритмическими эпизодами, для которых характерны частые секвенционные повторы, элементы скрытой полифонии, опора на остинатный бас.
Вторая и третья части представлены следующими тремя вариациями, которые автор назвал: Интерлюдия, Ария и Хорал «Баяты-Шираз». Они резко контрастируют начальным. Интерлюдия (вариация VII) вводит в сферу глубоких размышлений. Яркие «пятна»-кластеры напоминают средневековый хорал. Хоральность становится главным моментом в показе темы на данном этапе развития.
Интерлюдия непосредственно переходит в следующую часть, где основная тема симфонии звучит в преображенном виде, напоминая арии в кантатах и ораториях Баха и Генделя.
IX вариация - хорал, основу которого составляют три мелодические линии: медленное движение хорального басового голоса, сопровождающего выразительное звучание главной темы в верхнем голосе, и мелодия азербайджанского мугама «Баяты-Шираз», появляющаяся в среднем голосе.
Четвертая часть- большая четырех-голосная фуга. Она имеет подзаголовок
J. S. Bach", Главная тема симфонии при обретает здесь черты танцевальности. Композитор развивает ее посредством многих полифонических приемов: зеркального обращения, увеличения, ракоходного проведения. В процессе развития на гребне очередной кульминации в басовом голосе появляется цитата: так называемая «крестовая» тема из фуги до-диез минор 1-го тома «Хорошо темпериро ванного клавира» И. С. Баха, Динамизируясь, она перерастает в зашифрованные звуками В-А-С-Н инициалы Баха.
Кульминацией симфонии является эпизод, приводящий к финалу. Мощное звучание фуги внезапно прерывается тихим «прозрачным» проведением другой баховской темы - начальными интонациями Прелюдии си-бемоль минор из того же тома «ХТК». Резко меняется при этом тональность - до минор переходит в более просветленный ре минор.
Пятая часть начинается как реквием. Мелодия его основана на интонации главной темы, которая наполняется то трагическим героизмом, то волнующими стонами. Интонационно она сближается с ранее прозвучавшей баховской «крестовой» темой. Варианты темы Баха, слышные поначалу в басовом голосе, уступают место основной теме симфонии, которая проводится в двойном увеличении. При этом все отчетливее вырисовывается жанровый облик финала - это величаво-трагическая пассакалья. В памяти всплывает образ знаменитой Пассакальи до минор для органа И. С. Баха. Та же размеренная поступь темы в педальном голосе и плотная «гнетущая» фактура верхних регистров органа.
Заканчивается симфония апофеозным звучанием начальной темы. Ее торжествующий характер несет идею бессмертия музыки И. С. Баха.
Органная симфония А. Мирзоева прочно вошла в репертуар замечательного органиста, блистательного интерпретатора музыки Баха Александра Фисейского. Впервые симфония прозвучала в Киеве в 1986 году и далее в залах Москвы, Ленинграда, Таллинна, Минска, Калининграда, Будапешта (собор св. Матиаша). Симфония выдержала серьезное испытание, поскольку она постоянно появлялась в программах рядом с произведениями самого И. С. Баха. И всюду, где бы она ни звучала, ей сопутствовал большой успех.
General public got acquainted with Arif Mirzoev's (b. 1944) music in 1977 when his "Chorale and Classical Fugue" for organ was performed in Moscow. Already then it became clear that the organ, better than any other instrument, suited the composer with his passion for the music of baroque and polyphonic genres for organ and harpsichord. Being a perfect master both of polyphonic composition and of modern composition techniques Mirzoev skillfully combines the old traditional form and the new exciting content.
The culture of his native Azerbaijan plays a great role in the composer's work. His splendid tunes are determined by the melodious Azerbaijan folk music.
Mirzoev works in different genres. His most well known compositions are "Chorale and Classical Fugue" (1965), Sonata for Violin and Piano (1969), "Symphonic Monologue" for Orchestra (1973) the piano cycle "24 Preludes" (the 1st note book - 1966, the 2nd note-book 1976), String Quartet in memory of his father (1972), Jazz Concertino for Two Pianos (1981) and many lyrical songs. All these compositions are often performed in concert halls in this country and abroad.
Organ Symphony, Op. 30 (1984) has a subtitle "Ornamental-Mugamic, (Azerbaijan folk improvisations) Choral and Polyphonic Variations". This composition is a graphic example of Mirzoev's artistic credo - to join eastern and western musical cultures. He developed such views during his studies in the Baku Conservatoire under the outstanding Soviet composer Kara Karaev.
One of the oldest Soviet musicians, organist and musicologist A. Kotlyarevsky highly praised the Symphony. He said: The Organ Symphony by A. Mirzoev is a valuable contribution to the history of world Bachiana as well as such outstanding compositions as "Bachianas Brasileiras" by H. Villa-Lobos and D. Shostakovich's "24 Preludes and Fugues".
A. Mirzoev's Organ Symphony is an integral part of Alexander Fiseisky's repertoire. He is a wonderful organist and a brilliant interpreter of
J. S. Bach's music. The first public presentation of the Symphony took place in Kiev in 1986 and then it was performed in Moscow, Leningrad, Tallinn, Minsk, Kaliningrad and Budapest (St. Matias Cathedral). Most often it appeared in programmes together with Bach's own compositions, but the Symphony stood the severe test and was always a great success.