Песня «Venus». История песни.
Сегодня хотелось бы поговорить о песне, которую в нашей стране, скорее всего, знают все, кому 35+ лет. Песне, ставшей культовой, знаковой, музыкальной вехой, гимном и школой целого поколения гитаристов-самоучек не только в СССР, что уже примечательно, но и заметно больше во всём мире.
Забавно, что спрашивая своих сверстников, знают ли они песню "Venus", видишь лишь некоторое недоумение и напряжённую работу мысли, зато на вопрос о "Шизгаре" можно получить исчерпывающий ответ со всеми подробностями и детскими воспоминаниями о дискотеках, и о том, как «сам лабал её на гитаре вечерами во дворе». Что ж, давайте и мы повспоминаем, кто и как принимал участие в создании суперхита всех времён.
Принято считать, что песню «Venus» написали патлатые пацаны из группы «The Shocking Blue», но правда, как это всегда бывает, более стара, глубока и гласит о другом.
25 февраля 1848 года мир впервые познакомился с песней «Ах! Сюзанна» («Oh! Susanna») молодого автора Стивена Коллинза Фостера (Stephen Collins Foster). Американец ирландского происхождения, рождённый, кстати, 4 июля 1826 года, по праву считается «отцом американской музыки». В США существует «День памяти Стивена Фостера», он введён в «Зал славы» авторов песен, его именем названы парки и озёра, а многочисленные произведения с успехом исполняются по сей день (что не помешало автору в своё время умереть практически в нищете).
Песня «Ах! Сюзанна», написанная Фостером на афро-американском диалекте, поётся от лица странствующего субъекта с «банджо на коленях», идущего в Луизиану к своей возлюбленной по имени Сюзанна. Эта лёгкая и шутливая песенка, с переписанными чуть позже словами в духе политкорректности, традиционно исполняется тенором в сопровождении гитары или банджо в качестве аккомпанемента и гармоники или скрипки в качестве соло. Автор получил свой гонорар аж в 100 баксов, а песня ушла в народ.
Спустя сотню лет, в 1962 году Тим Роуз (Timothy Alan Patrick Rose, более известный как Tim Rose), американский певец и автор песен, игравший на гитаре и банджо, а также имевший опыт создания музыкальных групп, встретил интересную барышню Касс Эллиот (Cass Elliot, которая позднее переместилась в известную группу «The Mamas & the Papas» в качестве одной из «мам»). Вместе с ещё одним певцом Джоном Брауном (John Brown) они основали фолк-группу «Триумвират». Чуть позже Джон покинул коллектив, а вместо него появился Джеймс (Джим) Хендрикс (James (Jim) Hendricks – не путать с Джимми Хендриксоном!), с приходом которого группа изменила название на «The Big 3». Именно в этом составе в 1963 году группа исполнила написанную, скорее всего, Тимом Роузом песню «The Banjo Song». Примечательно, что «источником вдохновения» при написании этой песни стала как раз «Ах! Сюзанна»: Роуз подхватил идею, слова и написал настолько мощную аранжировку, что опознать в ней мелодический оригинал практически нереально. Тем не менее, песня хоть и получилась, но популярной не стала. Равно как и сама группа.
Меж тем, в 60-е группы плодились и размножались по всему миру. В 1967 году в Гааге, что в Нидерландах, была создана очередная рок-группа – «The Shocking Blue». Именно ей выпала честь исполнить свой единственный за 7 лет существования группы хит на все времена – другие песни хоть и были успешно продаваемыми, до славы "Venus" им было ой-как далеко. Вполне возможно, что, как и все музыканты, автор многих песен для группы «The Shocking Blue», гитарист, ситарист и бэк-вокалист Робби ван Лиувен (Robbie van Leeuwen) прослушивал записи и наткнулся на «песню банджо» к тому времени уже распавшейся группы «The Big 3». Неизвестно, что сыграло роковую роль, но Робби не нашёл ничего лучшего, как нагло сплагиатить мелодию песни, немного аранжировав на свой манер, придумать к ней свои слова и выдать в 1969 году новое творение "Venus". Но оставим моральную сторону этого поступка, сосредоточившись на творческой.
Голландский язык вряд ли сильно способствовал бы популярности песни, поэтому оная была написана на безликом английском. А первой исполнительницей песни стала нидерландская подданная родом из Венгрии Маришка Вереш (Mariska Veres), отец которой был венгерским скрипачом, игравшим в одном из цыганских оркестров, а мать и вовсе немкой. Такой вот мощный межнациональный культурный замес получился. Придя в группу в 1968 году, Маришка прочно заняла место солистки, без которой группа вряд ли бы стала столь популярной.
Диск с песней "Venus" к лету 1969 года занял 3-е место в национальном хит-параде Нидерландов, затем завоевал Германию, где было продано 350 тысяч записей, а потом Фортуна и вовсе широко улыбнулась. Песня "Venus" на три недели стала «голландским хитом №1 в США», и в феврале 1970 года заслуженно возглавила американский «Billboard Hot 10», поскольку только в Америке было продано свыше миллиона копий, затем получила «Золотой диск» от Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки. Общие же мировые продажи перевалили за 5 миллионов копий.
«„Пластинка распространяется как грипп“, — в иронической телеграмме Larry Page, шефа независимой компании Penny Farthing, адресованной всем британским дискотекам, сквозило почти отчаяние».
Сложно сказать, в каком году песня долетела до нашей Родины, но скорее всего, это была начало весёлых 70-х. «Пластинки на костях», полу-трофейные виниловые диски, перезаписи на катушечных магнитофонах способствовали стремительному распространению "Venus" в СССР. И вновь незнание вражеского языка, низкое качество записей и, видимо, вспышки на Солнце сыграли свою коварную роль: песня потеряла оригинальное название и на основании строки припева «She's got it» стала именоваться "Шизгара". Произошло это от того, что в английском языке /t/ в интервокальной позиции реализуется как одноударное [r], отчего мы слышим там своё «р», то есть «ши'з гар ит», наше родное «шизгара». Юноши в расклешённых брюках, рубашках с огурцами, шузах на платформе и гитарой в руках моментально подхватили тему, и именно благодаря им песня обрела безумное количество «русифицированных» версий, часть которых мы рассмотрим во второй части обзора. Андрей Макаревич также утверждает, что целое поколение гитаристов выросло на "Шизгаре" – с этим мнением невозможно не согласиться. Но не только подпольные хиппи живо интересовались прозападными музыкальными тенденциями — различные «культурные» ВИА также постоянно подвергались требованиям «просвещённой общественности» исполнить "Шизгару" на танцевальных вечерах.
Новый взлёт угасшей было популярности песни "Venus" принесло фрагментарное исполнение группой «Stars On 45» в одном из своих попурри, а затем в стиле диско классным британским девичьим трио «Bananarama» в 1986 году – и вновь, как и в 1970 году, песня прочно заняла главные места мировых хит-парадов, чему немало поспособствовал «аццкий» клип девчонок на эту песню. До этого, кстати, «Венера» несколько лет уже была в репертуаре группы, и лишь позже, сумев уговорить своих продюсеров, барышни смогли выпустить диск с этой песней. Ну а нынешнее поколение Пепси смогло познакомиться с «Венерой» в рекламном ролике одноимённой бритвы «Venus» от известного производителя – им уже невдомёк, каким музыкальным символом "Шизгара" была для их отцов и дедов.
Надвременной хит «засветился» в нескольких фильмах, сериалах и рекламных роликах, был перепет на разных языках в национальных адаптациях. И хоть Маришка Вереш скоропостижно скончалась от рака в 2006 году, песня "Venus" осталась в памяти народной и под своим истинным названием, и как "Шизгара", и как глыба для распиливания многочисленными плагиаторами ещё на долгие годы.
В работе использованы материалы следующих сайтов:
1. en.wikipedia.org/wiki/Oh!_Susanna
2. en.wikipedia.org/wiki/Tim_Rose
3.
http://www.stevehoffman.tv/forums/ar...46147-p-7.html
4. en.wikipedia.org/wiki/Venus_ (Shocking_Blue_song)
5. bems.guzei.com/?search=%E2%EE%EA%E0%EB%E8%F1%F2%EA%E0
Авторские права принадлежат авторам сайта "История одной песни"