ДДТ

«ДДТ» (другой вариант названия — «DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер
Юрий Шевчук.

Юрий Шевчук
Название группы происходит от аббревиатуры ДДТ — Дом Детского Творчества, где первоначально базировалась и играла группа. Из неофициальных источников — от химического вещества Дихлор-Дифенил-Трихлорметилметан, которое использовалось при борьбе с насекомыми-паразитами. Известен также вариант ДДТ — «Добрый День, Товарищи!»
История
Уфимский период
В конце 1979 года по рекомендации некого общего знакомого Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Собственного материала у группы не было, исполнялись кавер-версии песен Rolling Stones, The Beatles и других западных групп. Некоторое время участники группы даже спорили, можно ли играть рок-музыку по-русски, при этом почти не зная о существовании в Ленинграде и Москве многих русскоязычных коллективов.
Так сложилась новая группа. В её состав группы вошли Юрий Шевчук, гитарист
Рустем Асанбаев, басист Геннадий Родин, клавишник
Владимир Сигачёв и барабанщик Ринат Шамсутдинов. Названия DDT ещё не было, группа назвалась «ансамбль под управлением Геннадия Родина».
В 1980 году в домашних условиях группа записала семь песен из которых составили первый магнитоальбом (названный «ДДТ-1»). Впрочем, из-за невысокого исполнительского мастерства музыкантов и низкого качества записи эта плёнка широкого хождения не имела.
За барабанной установкой Шамстутдинова сменил Сергей Пастернаков, а на смену второму пришёл
.
В 1982 году «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон». Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии». Музыканты послали на конкурс несколько песен. К своему удивлению, музыканты прошли во второй тур. Тогда потребовалось название. Владимир Сигачёв предложил
«ДДТ», которое и было принято.
Музыканты
«ДДТ» выбрали из своего первого альбома три композиции: «Инопланетянин», «Чёрное солнце», «Не стреляй» и отправили в жюри. Неожиданно для участников коллектива, именно эти песни заняли первое место, а самого Шевчука пригласили в Москву для записи композиции «Не стреляй» на студии «Мелодия». Однако в качестве условий для подписания профессионального контракта от
ДДТ требовался исполнение песен официальных советских композиторов на слова официальных советских поэтов. Шевчук от подобных условий отказался, что обозначало уход группы в подполье и работу для небольшого круга знатоков рок-музыки.
Тем не менее, в 1982 группа выпускает свой второй магнитоальбом
«Свинья на радуге».
В музыкальном плане это была не менее экспериментальная работа, чем «ДДТ-1», и хотя хард-роковые тенденции чувствуются достаточно ясно, окончательный выбор стиля ещё не сделан, и в альбоме есть элементы и рок-н-ролла, и блюза, и кантри.
В 1983 году Шевчук и клавишник
«ДДТ» Вадим Сигачёв знакомятся с череповецкой группой «Рок-сентябрь», с тремя музыкантами которой: гитаристом Вячеславом Кобриным, ударником Евгением Белозёровым и басистом Андреем Масленниковым записывают магнитоальбом
«Компромисс (Монолог в Сайгоне)».
Запись получила большой резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах любителей русского рока, то теперь
«ДДТ» стала известна более широкой публике.
Вскоре после записи, проходившей в Череповце, Сигачёв с Шевчуком возвращаются в Уфу.
В мае 1983 года группа с успехом выступила на стадионе «Лужники» в Москве, в программе официально санкционированного трёхдневного фестиваля «Рок за мир», однако, её выступление было вырезано из посвящённой событию телепрограммы.
В группе появляется новый барабанщик — Сергей Рудой. При помощи звукорежиссёра Игоря Верищики в подпольных условиях группа в апреле 1984 года записывает альбом
«Периферия».
Владимир Сигачёв, отрепетировавший клавишные партии для альбома, на некоторое время отходит от группы. Его заменяет Владислав Сенчилло.
После записи альбома «Периферия» участники группы
«ДДТ» подверглись преследованиям со стороны КГБ.
Некоторое время Шевчук провёл в Свердловске, где играл с участниками группы «Урфин Джюс». Возрождение
«ДДТ» становится задачей Шевчука и вернувшегося Сигачёва. Вместе они работают над новой программой.
После «Периферии» на Шевчука обрушились новые репрессии — начиная от «разоблачительных» статей в башкирской прессе и заканчивая спровоцированным нападением на улице. У него не было ни работы, ни перспектив на спокойную жизнь в Уфе. Группу покидает басист Геннадий Родин. Несмотря ни на что, Шевчук продолжал сочинять песни. К концу 1985 года материал для альбома «Время» был готов, но записать его в Уфе было невозможно. Шевчуку удалось договориться с московской студией; перед отъездом в столицу были устроены репетиции на квартире у нового басиста Нияза Абдюшева. В октябре 1985 года Шевчук, Сигачёв, Рудой и Абдюшев отправились в Москву. Гитариста в группе не было, его рассчитывали найти в Москве.
В Москве к группе присоединились Сергей Рыженко и
Сергей Летов. Гитариста найти не удалось. Запись альбома была сопряжена с большими трудностями. Ни с одной студией договориться не удалось, поэтому альбом записывали у друзей в московской квартире. С ударными также возникли проблемы — пришлось использовать драм-машину.
В начале 1986 года Шевчук переезжает вместе с женой, сыном и матерью в Ленинград, где начинает подбирать новых музыкантов для
DDT.