Гиора Фейдман и Гершвин Квартет
Если Вы, услышав имя «Гершвин», подумали о «Порги и Бесс» или другом знаменитом произведении всемирно известного американского композитора, то в данном случае Ваша мысль приняла неверное направление. Ведь мы имеем в виду не Джорджа Гершвина, а скорее музыкантов, объединившихся вокруг Мишеля Гершвина, основателя и тезки этого квартета, открывшего новое измерение для кларнета Гиоры Фейдмана.
Гиора Фейдман на протяжении своей долгой деятельности играл классические и современные произведения с бесчисленным множеством струнных ансамблей. Особенность этой программы мирового класса состоит в близком сотрудничестве музыкантов и знаменитых композиторов, создавших в стороне от классического репертуара камерной музыки программу, в которой соединились музыкальные корни исполнителей, их виртуозность, пыл и наслаждение от игры.
Пять инструментов, которые пленяют
Специально для этой записи композитор, дирижер и аранжировщик Питер Брейнер, родившийся в Словакии и живущий в Нью-Йорке и Братиславе, сочинил «Le Grand Nigun» и вариацию на тему «By George...!» Дж. Гершвина. Израильский композитор Сергей Абир, известный своими переработками традиционной и современной еврейской музыки, внес свой вклад в сотрудничество как собственной композицией, так и мастерской обработкой произведений Джорджа Энеску, Оры Бат Хаима и Альберто Гинастеры. Мастер аргентинского танго Рауль Жорена, многолетний друг Гиоры Фейдмана, написал собственную уникальную обработку композиции Астора Пьяццоллы «Fear». Наконец, всемирно известный композитор Борис Пиговат посвятил проекту музыкальный отрывок из «Еврейской свадьбы», соединяющий в себе выразительность знаменитой русской инструментальной школы с южноамериканским темпераментом «Короля Клезмера».
Разные страны, традиции и культуры окружают слушателя в этом мелодическом путешествии: полное страсти южноамериканское танго, меланхолия и жизнерадостность восточноевропейской музыки клезмера, заимствования из возвышенной классики, джаза и даже саундтреков к фильмам. Программа насыщенна разнообразием и постоянным, все возрастающим напряжением. Истоки музыки, страны происхождения композиторов, классическая, народная или просто развлекательная природа исполняемой музыки, все это, в конечном счете, теряет здесь свое значение.
Сам Маэстро выразил это так: «Не так важно, что именно мы играем, скорее ― как мы это делаем: с воодушевлением, сердечно, страстно. Если мы моментально забываем название произведения, время его написания или имя композитора, все это означает, что музыка, которой мы так радостно делимся со слушателями, стала частью души».
Гиора Фейдман ― Звуки, которые строят мосты
«Гиора Фейдман ― он в своем собственном исполнительском классе, с которым никто не может сравниться»
Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг
Гиора Фейдман, бесспорно, является одним из наиболее известных и прославленных исполнителей вне сферы современной поп-музыки. Люди по всему миру видят в нем музыканта, несущего собственное послание человечеству, и уважают его как одну из величайших личностей сцены нашего времени. В мире, где большая часть музыки приобрела взаимоподражательное сходство и, как правило, может исполняться одним артистом так же хорошо, как и остальными, Гиора Фейдман, несомненно, остается неподражаемым. Никто не играет на кларнете так, как это делает он. Кто еще стал одним целым со своим инструментом так, как это сделал он, кто еще излучает такую собранность и приверженность своему делу, как этот скромный гражданин мира? Люди, испытавшие на себе силу его музыки, независимо от того, происходило ли это в маленьком клубе или огромном концертном зале, могли почувствовать, что перед ними не просто исполнитель, извлекающий какие-то музыкально обработанные звуки, а скорее кто-то, кто жаждет соединиться со слушателями в собственном страстном переживании музыки.
«Когда я музицирую, ― сказал однажды он сам, ― я не просто играю на кларнете, скорее ― пою песнь, которая живет где-то в глубине меня». Вот почему в своих интервью он вновь и вновь говорит о кларнете, как о «микрофоне своей души».
Если бы подобное заявление сделал кто-нибудь другой, возможно, оно звучало бы неестественно, но когда эти слова исходят от Гиоры Фейдмана, ты принимаешь их искренность. Когда его кларнет тоскует, смеется, плачет или радуется, он делает это с душою и сердцем, чтобы сказать что-то слушателям, общаться с ними. За звуками его кларнета скрыто бесконечное послание, которое просто творит добро. Это послание совместности, открытости и всеобъемлемости. В его произведениях, ― или, как он сам предпочитает видеть их, в его «песнях» ― отразилось широкое разнообразие музыкальных влияний в диапазоне от клезмеровской музыки Восточной Европы, сделавшей знаменитым его самого, от танго, джаза и классической музыки до восточных мелодий. Все эти элементы соединяются в новую форму существования с вселенским посланием: вне зависимости от того, кто вы или откуда, вы всегда будете частью великой общности. То, что действительно важно ― это ваша человечность, независимо от вашей расы, религии, национальности и цвета кожи.
Это «послание» делает гражданина мира Фейдмана подлинным строителем мостов par excellence и, поскольку он олицетворяет призыв к примирению, он встречает уважение и теплый прием везде, куда бы ни направился. Даже Папа Римский приглашал его для того, чтобы возвестить его музыкальное послание сотням тысяч человек. Германский и Израильский парламенты приглашали его в качестве почетного гостя официальных торжественных церемоний. Стивен Спилберг просил его обогатить один из своих важнейших фильмов его кларнетом, и по всему миру руководители и музыкальные директоры оркестров бывают счастливы, когда Фейдман наносит им персональный визит.
Он жил и работал так десятилетиями, и все еще не перестает удивлять нас. Весьма немногим музыкантам повезло делать это всю свою жизнь. Кларнет Гиоры Фейдмана обогатил мировую культуру, поскольку его посредством он касается наших душ и заставляет их резонировать еще долгое время спустя ― после того, как умолкла последняя нота.
Д-р Матиас Р. Шмидт
Гершвин Квартет
Гиору Фейдмана и Гершвин Квартет связывают узы многолетней крепкой артистической дружбы. Четыре музыканта, выступающие единым ансамблем с 1990 года, не ограничивают себя рамками специфического стиля, эпохи или композиторов. Их разносторонний подход, включающий исполнение как признанных жемчужин классики, так и современной, джазовой, латиноамериканской и клезмеровской музыки, делает их идеальными партнерами для совместной игры с Гиорой Фейдманом. Ансамбль состоялся как представитель русской инструментальной школы и призер разнообразных международных музыкальных состязаний. Музыканты выступают по всему миру и неоднократно приглашались на известные фестивали для совместных выступлений с такими знаменитыми представителями международной музыкальной сцены, как Юрий Башмет, Мишель Порталь, Микис Теодоракис, Лиана Исакадзе, Елена Башкирова, Андрей Гаврилов и Сергей Накаряков.
Свое имя квартет получил благодаря исключительной первой скрипке ― Мишелю Гершвину, получившему международное признание в 1988 году вместе с гран-при интернационального конкурса имени Давида Ойстраха. После концертмейстерской деятельности в оркестре Национальной Оперы Лиона и оперы Франкфурта, Гершвин сосредоточился на сольных выступлениях и концертировании с «Гершвин квартет». В настоящее время он живет в Париже, где занимает профессорскую должность по классу скрипки в знаменитой Национальной консерватории Парижа (Conservatoire National Superieur de Musique de Paris) и Национальной Консерватории Дуэ (Conservatoire National de Douai).
Наталия Райтхель обучалась в Московской Национальной Академии Музыки и уже в 1985 году получила первый приз на конкурсе скрипачей Украины. Годом позже она завоевала гран-при Национального скрипичного конкурса Украины. Как солист и участник музыкальных ансамблей она выступала на многих площадках Европы. Наталья Райхель ― ассистент концертмейстера Русской Камерной Филармонии Санкт-Петербурга, участник Камерного Оркестра Франкфурта «Concerto Grosso» и лондонского коллектива «St. Martin-in-the-Fields».
Альтист и дирижер Юрий Гильбо ― воспитанник богатой традициями Санкт-Петербургской Консерватории и ученик знаменитого немецкого альтиста Табеи Циммерманна, профессора Академии Музыки и Искусства Франкфурта. После обучения дирижированию и успешных выступлений с различными оркестрами в Европе, Бразилии, Японии, Китае и США он сделался музыкальным руководителем и главным дирижером Русской Камерной Филармонии Санкт-Петербурга, с которой успешно выступал во всех значимых концертных залах и на различных известных фестивалях Европы и Ближнего Востока.
Кира Кравцов также обучался в Санкт-Петербургской Консерватории у профессора Анатолия Никитина, а позднее ― в Штуттгартской Музыкальной Академии у профессора Петера Бук, участника знаменитого «Melos Quartett». Его музыкальные достижения получили международное признание в виде многочисленных наград, среди которых приз Валентино Буччи в Риме в 1990, приз конкурса «Концертного Обществ Мюнхена» в 1995, и первое место международного конкурса в Вене в 1997. Кира Кравцов заслужил прекрасную репутацию солиста и камерного музыканта и является постоянным гостем знаменитейших концертных залов по всему миру.