Лампа-триод - более линейный усилительный элемент, чем лампа-пентод или транзистор, поэтому на одном токовом триоде в режима "А" можно реализовать предварительный усилитель без обратной связи с низкими искажениями, с самым естественным звучанием, превосходной микродинамикой (динамическим диапазоном), ровной АЧХ, детальным и взрывным звуком и т.п. Только блок питания такого предварительного усилителя будет размером со сварочный аппарат, а если в нагрузке лампы не трансформатор, а резистор, то он будет огромным и греться как печка.
Можно построить предварительный усилитель в режиме "А" на нетоковой лампе-триоде и ток потребления уменьшится раз в 10, и блок питания будет уже меньшего размера, но тогда придется добавить еще один каскад - катодный повторитель, чтобы согласовать выходное сопротивление предварительного усилителя с сопротивлением нагрузки. Путь, который проходит звук, удлинится, что отразится на динамике и детализации звука, он перестанет быть "рельефным" и как бы "прилипнет" к колонкам.
Чистый режим "А", конечно, неприемлем для рядового потребителя, которому рельефное звучание нужно в последнюю очередь, а в первую нужна миниатюрность и компактность итогового изделия, его энергоэкономичность, чтобы всё питалось от одной батарейки часами без замены или подзарядки. Если даже гипотетически сваять на нетоковой лампе компактный предварительный усилитель в режиме "А" и миниатюрный аккумулятор на 300 вольт, то заряда такого аккумулятора хватит максимум на 1 час.
Поэтому для малогабаритных энергоэкономичных устройств остаются лишь транзисторы и микросхемы, а для сверхминиатюрных - только микросхемы. Поэтому про короткий тракт можно забыть. Путь звука в транзисторной схеме будет долог и извилист. Чтобы получить необходимую линейность при даже небольшом коэффициенте усиления в транзисторных схемах требуется несколько каскадов усиления охваченных обратными связями, которые нужны еще и для термостабильности - без них транзисторы просто перегреются и выйдут из строя, в отличии от ламп, которые термостабилизировать не нужно. То есть, вот никак не получится на одном транзисторе без обратной связи сделать предварительный усилитель с такими же характеристиками как на одной токовой лампе.
Вот например простейший предварительный усилитель на двух дискретных транзисторах:
И без обратной связи (резистор выделенный красным) схема не будет нормально работать.
А вот схема фонокорректора Василича:
Ни одной обратной связи. Даже в катоде первой лампы нет традиционного резистора смещения, который по сути та же обратная связь.
Обратная связь, конечно, линеаризирует и стабилизирует режимы транзисторов и всякое такое, но из звука как бы уходит "третье измерение", из объемного 3D звук становиться плоским 2D.
Используется ли класс "А" в транзисторных и микросхемных предварительных усилителях? Первые каскады разработчик схемы вполне может сделать в классе "А", гордо назвав свое изделие как audio-grade, но звуковые преимущества этого режима будут все равно нейтрализованы обратной связью, поэтому особого смысла в режиме "А" при построении транзисторного\микросхемного предварительного усилителя просто нет. Гораздо чаще даже первые каскады заставляют работать в более экономичном режиме "АВ" и запитывают от двуполярного источника напряжения. Звук при этом становится совершенно невкусным: стерильным, фронтальным, слипшимся, средние частоты "проваливаются", высокие становятся "цыкающими", синтетическими, но зато ток потребления микроскопический по сравнению с током в чистом режиме "А, и следовательно заряда аккумулятора в плеере хватит надолго. Более того, чем меньше ток потребления, тем больше надежность и отказоустойчивость.
Последний раз редактировалось shurik_pronkin; 18.05.2025 в 11:49.