«Баллада о Мэкки-Ноже» (нем. Die Moritat von Mackie Messer; в английском переводе известна как «Mack the Knife») — популярная песня, зонг, написанный немецким поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом и немецким композитором Куртом Вайлем для пьесы «Трёхгрошовая опера».
«Moritat» — это средневековая версия баллады про убийства, исполняемая бродячими менестрелями. «Mori» означает «смертельный, смертоносный», а «Tat» — «действие, поступок».
В самом начале «Трёхгрошовой оперы» уличный певец представляет зрителям с помощью баллады главного героя — Мэкки Ножа. Этот персонаж является «переработанной версией» лихого разбойника Макхита из «Оперы нищих» Джона Гея (1685—1732). Гэй, популярный английский автор пьес и поэт, сотрудничавший с Джонатаном Свифтом и Александром Поупом, использовал преступников из низших слоев общества, чтобы высмеять правительство и аристократию.
Жертвы преступлений Мэкхита
Убийство неизвестного человека в Лондоне, на улице Стрэнд
Богач — Мейер Шмуль, безвременно пропавший
Дженни Тоулер, убитая ножом в грудь
Семь детей и пожилой мужчина, погибшие в результате поджога
Изнасилование несовершеннолетней вдовы (нем. minderjährige Witwe) в её постели
Поджоги и изнасилования были исключены из первоначальной версии в переводе Блицштайна, но остаются в пьесе.
Наиболее известные и признанные исполнения версии перевода Блицштайна принадлежат Луи Армстронгу, сделавшему запись «Mack The Knife» в 1956 и Бобби Дарину — в 1959 году (текст песни в исполнении Дарина незначительно отличается от первоначальной английской версии), и в большинстве последующих свинг-версий.
Известен случай, когда вдова Курта Вейля, Лотте Ленья присутствовала в студии во время записи версии Луи Армстронга. Армстронг спонтанно включил её имя Лотте в строки песни в момент перечисления жертв-женщин Макхита.
Лайв-пластинка «Ella In Berlin: Mack The Knife», одна из самых успешных в карьере Эллы Фитцджеральд. Её творческий гений ярко проявился во время исполнения песни «Mack the Knife»: певица забыла слова, но так уверенно сымпровизировала, что впоследствии была удостоена «Грэмми» в номинациях «Лучшее женское вокальное исполнение (сингл)» и «Лучшее женское вокальное исполнение (альбом)».