ОРГАННАЯ СИМФОНИЯ, соч. 30 (1984) имеет подзаголовок «орнаментально-мугамные, хоральные и полифонические вариации». Сочинение это со всей ясностью демонстрирует творческое кредо композитора, которое сформировалось в стенах Бакинской консерватории во время занятий в классе выдающегося советского композитора Кара Караева. Суть этого кредо -- соединить музыкальные культуры Востока и Запада. Такого рода идея нашла плодотворное и своеобразное выражение в творчестве Уз. Гаджибекова, К. Караева, Ф. Амирова. На путях к той же цели творческие интересы А. Мирзоева подсказали ему искать этот синтез на уровне наивысших художественных достижений средневекового музыкального мышления, а именно - западной полифонии и классической восточной импровизации.
Казалось бы, что может быть общего между столь далекими явлениями, как органная музыка Западной Европы и монодийное искусство азербайджанского мугама? Два различных звуковых феномена, за которыми стоят различные культуры - западно христианская и мусульманская. Однако Органная симфония
A. Мирзоева убеждает, что синтез этот не только возможен, но может быть весьма органичным и перспективным, открывающим композиторам Востока дорогу к большой и национальной по духу работе в области органной музыки.
|