Показать сообщение отдельно
Старый 27.03.2010, 18:58   #2
tianwan
Активный
 

Регистрация: 27.03.2010
Сообщений: 10
Сказал(а) спасибо: 3
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
tianwan на пути к лучшему
По умолчанию

...
Да только вот оказалось, что таких молодых и рьяных там понаехало со всех концов страны. Ну и вожаки были, уже упомянутые Мирабо, Лафайет – знаменитые, прославленные, герои.
Макс сразу почувствовал, что есть шанс. И старался использовать шанс на всю катушку: голосовал как надо, подписывал разные воззвания, с речами выступал в собрании. Ну, выступал – громко сказано. На фоне других ораторов Робеспьер выглядел бледно: ни громкого голоса, ни красноречия, ни изящного остроумия. Доходило до того, что собрание откровенно насмехалось над потугами провинциального адвокатишки, вдруг вылезшего на сцену (очень многие через несколько лет поплатятся за насмешки – «адвокатишка» не был злопамятным, он просто имел хорошую память). Иной раз Робеспьер был вынужден покинуть трибуну, не закончив речь: депутаты занимались своими делами, в зале стоял такой гул, что оратора не было слышно, вообще мало кто замечал, что где-то там кто-то маячит и чего-то там бормочет.
Отчасти поэтому, отчасти по другим причинам со временем Робеспьер стал речи не говорить, а публиковать в виде брошюр.
Но злоба копилась. Это не мои выдумки, я читал цитаты из частных писем Макса, где он, публично поддерживающий вождей революции, поливал их грязью. Разумеется, даже друзьям (а, возможно, - в первую очередь друзьям, да и, не исключаю, самому себе) он не мог указать истинную причину ненависти к этим, богатым, знаменитым, популярным. Лживыми, продажными проходимцами Робеспьер объявлял их за предательство революции и интересов народа.

Вот про народ интересно. Я так и не понял, кого конкретно Робеспьер считал народом.
Не рабочих – это точно. Иначе не поддержал бы двумя руками закон Ле Шапелье, запрещавший профсоюзы, забастовки и вообще любую форму объединения трудяг.
Вроде бы крестьяне для него народ. Потому что оправдывал бунты и беззакония в деревне, считая, что бунт стоит выше закона (любопытный взгляд для законника, ага). Но потом, во время своей диктатуры именно Робеспьер придумал отправлять в деревни продотряды (большевики тут ничего не выдумали, они вообще мало что выдумали в практике революции и гражданской войны, все в основном было изобретено во Франции за сто с лишним лет до них). Я уже не говорю о Вандее – истинно крестьянском крае, залитым кровью карателями. И тут есть российский аналог – Тамбовщина, и тут большевики были эпигонами – но талантливыми, с фантазией и размахом.
Впрочем, трудно сказать, что круче: возить по деревням походные гильотины с обязательной демонстрацией сего чуда техники на отсталых селянах или обстреливать деревни хим. снарядами и поливать пулеметами с аэропланов. Хотя концлагеря с заложниками – это вроде бы большевики содрали у других, на это даже у французов ума не хватило.


1792

Ну да ладно про большевиков, к ним еще вернемся.
Так вот народ. Ну, рабочие отпали, крестьяне – тоже сомнительно. Торговцы, пожалуй, для Робеспьера тоже не народ, хотя уже ближе.
Ну и кто же остается? Да разве что парижские босяки, богема, мелочь из сутяжного племени и прочая праздная сволочь, у которой много времени, но мало денег.
И вот именем этого народа Макс постоянно клялся. И еще непрерывно клялся революцией. Как будто революция – это такая кровожадная старуха с клюкой, непрерывно требующая новых и новых жертв, причем желательно с кровушкой, и поболе. И просто удивительно, как покупались на, в общем-то, банальную разводку вроде бы вполне вменяемые и приличные люди. Да и до сих пор кое-кто ведется.
Ну я понимаю, когда человек готов на многое ради защиты дома, семьи, Родины, чести или просто исполняя присягу, наконец. Пойму даже того, который грудью встанет на защиту кошелька, причем – чужого. Но когда один изощренно убивает другого (многих других, и одного с собою племени) во имя революции, толком не представляя себе, что это такое - революция…
Кстати, клятвы насчет революции нисколько не мешали Максу оставаться монархистом. Это не мои инсинуации, так оно и было. Когда многие горячие головы уже орали что-то там насчет республики – Макс оставался сторонником конституционной монархии по образцу английской. Пока не почуял, что монархии уже ничего не светит, и товар «революция» лучше продается лохам в республиканской упаковке.
...
tianwan вне форума   Ответить с цитированием