[IMG]

[/IMG]Многие популярные сайты с завидной регулярностью в разделе "умелые руки" пишут о различных усовершенствованиях легендарных S-90. Не стал исключением и данный сайт. Попробую внести свои пять копеек... Сразу честно предупреждаю - идея не моя, честно заимствована из журнала "Радио", моё - только частная реализация и некоторые практические рекомендации. Итак, приступим... Как и большинство сверстников, ставших меломанами во времена СССР, я в своё время обзавёлся S-90. Тому были многие причины - несмотря на соседство с новосибирским Академгородком славного города Бердска и БРЗ соответственно, "веговские" и "арктуровские" колонки меня не устраивали совершенно. Другое дело - S-90! Неторопливые прибалтийские руки создали настоящий шедевр своего времени в виде головки 30-Гд-1: добротная силуминовая корзина, керн магнитной системы, выдвинутый из магнитной системы, а не вровень с ней, как это принято у бердских ваятелей, качественный резиновый подвес, вывернутый в обратную от бердского канона сторону, громадный "пятак" на диффузоре... Лепота! Удручало одно - звучание колонок... Басы казались какими-то несолидными, "вымученными", особенно при малой громкости, при громкости повышенной явно проскальзывал перегруз... Тут-то и попалась мне на глаза статья в журнале "Радио" про "сдваивание" головок. Не вдаваясь в подробности, там сулилось немалое - снижение резонансной частоты, уменьшение нелинейных искажений, а самое привлекательное -полученные параметры были эквивалентны работе тех-же громкоговорителей в корпусе, вдвое превышающем родной, что в условиях малогабаритных квартир является весомым аргументом. Удержаться от эксперимента было невозможно! То, что я проделал, вполне по силам любому счастливому владельцу S-90, немного владеющему паяльником. Итак, что нам нужно: 1 - желание, 2 - немного свободного времени, 3 - небольшой кусок двужильного провода,4 - 2 более длинных винта, нежели те, что использованы при креплении головки, паяльник, канифоль, припой. Отключаем любую колонку - она будет донором добавочного динамика. В зависимости от варианта оформления, снимаем защитную решетку (если она есть), либо просто откручиваем 4 винта крепления (как в 35-АС), аккуратно извлекаем низкочастотник. Отпаиваем подводящие провода, запоминаем, что идёт на + и - (пригодится при обратной сборке). Вариантов сдваивания два, но тот, где необходимо помещать вторую головку в корпус, используя переходник, рассматривать не будем). Далее на второй колонке точно так-же откручиваем низкочастотник, только отпаиваем один (любой) сигнальный провод, в разрыв припаиваем двужильный кабель, который для простоты можно вывести через трубу фазоинвертора. Возвращаем головку назад, крепим 2-мя родными винтами диагонально. Выведенный кабель припаиваем к 2-й головке. При помощи 1,5 вольтовой батарейки убеждаемся, что диффузоры движутся правильно, а не навстречу друг другу. Кладём дополнительную головку лицом вниз на основную, закручиваем удлинённые винты в оставшиеся крепежные отверстия... И наслаждаемся полученным результатом! Не спорю, вид модернизированной колонки получается довольно своеобразным, но звук! Звук басов - вот что главное! Некоторым недостатком (а может, и достоинством) данной конструкции является (за счёт последовательного соединения головок) 8 Ом выходного сопротивления. И последнее: наиболее эффективным вариантом я считаю использовать данную конструкцию в виде низкочастотного звена 2-3 полосного усилителя совместно с кроссовером, разделительно-обрезной фильтр не требуется. Провода от головок выводятся просто на клеммную колодку. Выходное сопротивление усилителя НЧ в данном случае является наилучшим демпфером головок. Вопросы средне-и высокочастотных головок в данном случае не рассматриваются, ибо каждый меломан решает их по своим предпочтениям (например, плёночные изодинамические головки подключаются к соответствующему ламповому или транзисторному УВЧ, кроссовером выбирается полоса воспроизведения и уровень). Благодарю всех, у кого хватило мужества дочитать до конца. Отпишитесь! С удовольствием почитаю Ваши замечания и комментарии...