![]() |
На Дерибасовской открылася пивная
На Дерибасовской открылася пивная
Одна из самых известных псевдоодесских песен. Переделка песни ростовских уркаганов «На Богатяновской открылася пивная». Кстати, в уголовном мире настоящие бродяги именно так её и начинают. Мне пока, к сожалению, не удалось восстановить первоначальный текст песни, за исключением одного куплета (не считая первого): Держась за ручки, как за жопу своей Раи, Наш Костя ехал по Садовой на трамвае. (1) За ним гналися тридцать ментов, три агента, А с ними был ищейка — рыжий пёс. Вариант этого куплета приводит Андрей Синявский (Абрам Терц) в своём исследовании «Отечество. Блатная песня». Разумеется, речь идёт именно о Ростове, на что указывает Садовая улица, и именно о старом Ростове, когда Садовая не была переименована в Энгельса и по ней ходили трамваи. Кстати, Терц приводит и классическое начало песни, несколько перевирая название улицы: «На Багартьяновской открылася пивная...» Очевидный факт «неодесского» происхождения песни пытался неловко интерпретировать Аркадий Северный. В одном из концертов он говорит: «И что это за Багартьяновская улица? Бесполезно искать её в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий...» Добавим: бесполезно искать такую улицу и в старой Одессе. Что касается Богатяновской, в Ростове найти её легко и нынче, тем более что там стоит знаменитая Богатяновская тюрьма — следственный изолятор № 1. Вот что писал о Богатяновке Михаил Дёмин, бывший вор в законе, автор романа «Блатной»: «В каждом крупном городе страны имеется блатной район — своё «дно»... Средоточием ростовского преступного мира является с незапамятных времён нахичеванское предместье, а также Богатьяновская улица. Улица это знаменитая! Издавна и прочно угнездились тут проститутки, мошенники, спекулянты. Тут находится подпольная биржа, чёрный рынок. И мало ли что ещё находится на экзотической этой улице! О ней сложено немало экзотических частушек и песен. «На Богатьяновской открылася пивная, — сообщается в одной из таких песен, — где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз»... Блатные компании собираются здесь во множестве! Для этой цели существует — помимо пивных — немало укромных мест; всякого рода ночлежки, потайные притоны и ямы...» Вообще-то Богатяновская — это и не улица вовсе, а переулок. И хотя при Советской власти он переименован в Кировский, но до сих пор остаётся Богатяновкой, названной так по находившемуся здесь роднику Богатый Колодезь (нынче часть переулка снова переименовали в Богатяновский, а часть оставили почему-то Кировским). Кстати, поскольку переулок был переименован уже после убийства Кирова, можно с уверенностью сказать, что песня родилась в конце 20-х — самом начале 30-х годов — ещё до убийства Кирова 1 декабря 1934 года. Добавим, что Богатяновская пивная, о которой идёт речь в песне, действительно существовала в сквере на пересечении нынешней улицы Суворова и Богатяновского переулка. Нынче её уж там нет. Написана песня на мелодию популярного «Аргентинского танго» композитора А. Виллольдо, 1911 год. *** На Дерибасовской открылася пивная, (2) Там собиралася компания блатная, Там были девочки — Маруся, Роза, Рая, И с ними гвоздь Одессы — Васька(3)-шмаровоз. (4) Три полудевочки, один роскошный мальчик, Который ездил побираться в город Нальчик (5) И возвращался на машине марки Форда, И шил костюмы элегантней, чем у лорда. Походкой ровною под коммивояжёра Являлся каждый вечер фраер из надзора; (6) Махнув оркестру повелительно рукою, Он говорил: «Одно свиное отбивное!» Но вот вошла в пивную Роза-молдаванка, Она была собой прелестна, как вакханка, И с ней вошёл её всегдавишний попутчик И спутник жизни Васька-шмаровоз. Зашёл в пивную он с воздушным поцелуем И предложил красотке Розе: «Потанцуем! И фраерам всем, здесь сидящим, растолкуем, Что есть у нас салонное танго». Держась за тухес, (7) как за ручку от трамвая, Он повторял: «О, моя Роза дорогая, Я вас прошу, нет — я вас просто умоляю! — Сплясать со мной прощальное танго». Но тут Арончик пригласил её на танец, Он был для нас почти что иностранец, Он пригласил её галантерейно очень И посмотрел на Шмаровоза между прочим. Красотка Роза танцевать-таки с ним не хотела – Она до этого достаточно вспотела. Но улыбнулася в ответ красотка Роза - И раскраснелась морда Васьки-шмаровоза. Арону он сказал в изысканной манере: «Я б вам советовал пришвартоваться к Вере, Чтоб я в дальнейшем не обидел Вашу маму И не испачкал кровью белую панаму». Услышал реплику маркёр известный Моня, Об чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони», Побочный сын мадам Олешкер тёти Песи – Известной бандерши (8) в красавице Одессе. Он подошёл к нему (9) походкой пеликана, Достал визитку из жилетного кармана И так сказал, как говорят поэты: «Я б Вам советовал беречь свои портреты». Но наш Арончик был натурой очень пылкой: Ударил Моню он по кумполу (10) бутылкой, Официанту засадил он в тухес вилкой — И началось салонное танго! На Аргентину это было непохоже - Вдвоём с приятелем мы получили тоже, И из пивной двоих нас выкинули разом: С огромной шишкою и с фонарём под глазом. И вот когда мы все лежали на панели, Арончик всё ж таки дополз до Розанели, И он шепнул ей, весь от страсти пламенея: «Ах, Роза, или вы не будете моею?! Я увезу тебя в тот город Тум-Батуми, Ты будешь кушать там кишмиш с рахат-лукуми, И, как цыплёнка, с шиком я тебя одену, Захочешь спать — я сам тебя раздену! Я, как собака, буду беречь твоё тело, Шоб даже кошка на тебя смотреть не смела. А чтоб не липла ни одна к тебе зараза, Я буду в баню в год водить тебя два раза. Я всё отдам тебе, все прелести за это, А то ты ходишь, извините, без браслета, Без комбинэ, без фильдекоксовых чулочек И как я только что заметил, без порточек». Вот так накрылася фартовая пивная, Где собиралася компания блатная, Сгорели девочки – Маруся, Роза, Рая И с ними вместе – Вася-шмаровоз. (1) В настоящее время по Большой Садовой не ходят трамваи. Они ходили там до войны, поворачивая с Будённовского проспекта к главному железнодорожному вокзалу. То есть действительно самый удобный маршрут для «работы» «щипачей». Кстати, на серьёзный возраст песни указывает само название Большая Садовая: после войны улица была переименована в улицу имени Энгельса. Первоначальное имя возвращено лишь в 90-е годы. (2) Дерибасовская — не та улица, где могло происходить действие песни. Это - улица фешенебельных кафе и ресторанов, а не босяцких пивнушек. А вот Богатяновская — совсем наоборот. (3) Из вариантов имени шмаровоза существуют ещё Костя и Стёпка. Если восстанавливать, историческую справедливость до конца, следует заметить, что прототипом песенного «шмаровоза» был реальный Васька-шмаровоз с Богатяновки, о котором ещё хранят память некоторые ростовские старожилы. (4) Шмаровоз — сутенёр; от жаргонного «шмара» — проститутка, женщина, близкая к блатным. (5) Ещё один штрих, показывающий, что песня родилась не в Одессе, а в Ростове. Понятно, что из Ростова ездить в Нальчик легко и удобно, поскольку Ростов-на-Дону — ворота Северного Кавказа и Нальчик совсем рядом. Из Одессы же ездить побираться в Нальчик — значит проделывать огромный и неудобный кружной путь. Что называется, за семь вёрст киселя хлебать. (6) Возможно, более поздняя вставка. Фраер из надзора — сотрудник милиции, который осуществляет наблюдение за бывшими осуждёнными, освободившимися из мест лишения свободы с обязательным надзором за ними (как правило, в течение года). Вообще-то надзор осуществляется по месту жительства, и в случае, если поднадзорного несколько раз не застают дома в вечернее время, его могут снова отправить за решётку, В некоторых вариантах вместо фраера из надзора — «сам король моншёра». (7) Тухес, тохес — задница (идиш). (8) Бандерша, бандурша — содержательница притона. (9) К Арону, разумеется, а не к Ваське. (10) Кумпол — голова. |
Часовой пояс GMT +3, время: 22:27. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot