![]() |
Винил как тренажёр восприятия: почему «устаревшее» расширяет сознание
Стриминг из музыки вынул содержание, смысл, идеи, эстетику и сделал ее фоном, чтобы не грузить слушателя, и ничего не усложнять для него, и не утруждать его ничем, чтобы он не замечал, КАК слушает. Всё мгновенно, всё доступно, всё работает по клику или свайпу. Когда музыки бесконечно много любой и она по щелчку пальцев, то происходит ее обесцениваие, мозг перестает в нее вслушиваться - он ее слышит, но не слушает. Мозг адаптируется к постоянному автоматизированному изобилию через поверхностное сканирование.
С винилом так не получается. Пластинку нужно где-то достать, найти, купить; двадцать минут на сторону — и пластинку надо перевернуть; перемотки нет, поэтому, если хочешь пропустить песню, то нужно вставать и переставлять иглу. Это неудобно, но именно поэтому ты начинаешь слушать по-другому. Винил создаёт условия для другого восприятия — не «лучшего звука» в техническом смысле, это миф, CD объективно точнее воспроизводит записанное. Но аналоговое восприятие строится на других механизмах. Микродинамика: аналоговый сигнал не квантован, тихие звуки не обрезаны до порога шума, пространство между нотами — не пустота, а градиент затухания. Комната записи: на виниле лучше слышна реверберация, дыхание музыкантов, скрип стула, призвуки — то, что при мастеринге для стриминга вычищают как «грязь». Структура альбома: сторона A и сторона B — это драматургия, пауза на переворот — антракт, альбом задуман как путешествие, не как набор синглов. Физика звука: треск, щелчки — это не дефект, это напоминание, что звук материален, он записан на предмете, который стареет вместе с тобой. Год, проведённый в мире стриминга через наушники, и год, проведённый с винилом через колонки, формируют разную архитектуру восприятия. Первый режим тренирует быстрое распознавание: «что это за трек», фоновое потребление — «музыка, пока работаю», эмоциональную сортировку — «подходит под настроение или нет». Второй — вырабатывает способность к длительной концентрации: 20 минут без перерыва. Различение слоёв — бас отдельно, середина отдельно, верха отдельно. Восприятие структуры — как связаны треки, где кульминация, где спад. Толерантность к несовершенству — щелчок не раздражает, а становится фактурой. Это разные когнитивные режимы. Не лучше и хуже — разные. Но второй режим открывает доступ к слоям, которых первый просто не видит. Как человек с одним языком не видит, что его мышление — конструкция. Стриминг — это как знать один язык. Всё понятно, всё удобно, мир кажется прозрачным. Но рамка, которая формирует восприятие, остаётся невидимой. Винил — это как выучить второй язык. Неудобно. Медленно. Требует усилий. Но через это неудобство появляется возможность увидеть то, что раньше было скрыто: структуру, границы, альтернативы. Выучить второй язык — не значит «знать больше слов». Значит — иначе резать реальность. Там, где русский ставит одно слово, английский ставит три разных. Там, где русский блокирует метафору, английский пропускает. Слушать винил — не значит «слышать лучше». Значит — иначе организовывать внимание. Замечать слои, которых не существовало в режиме «слушаю на бегу». Любая система, оптимизированная на удобство, сужает восприятие до того, что необходимо для функционирования. Трение убирается — вместе с ним исчезает повод остановиться, вслушаться, заметить. Любая система, сохраняющая трение, расширяет восприятие — потому что заставляет взаимодействовать с тем, что удобная система проскакивает автоматически. Это не ностальгия. Это когнитивная гигиена. И вот что получается: стриминг даёт тебе доступ к той же самой музыке, к тем же самым записям, но это доступ публичный, анонимный, одинаковый для всех — как библиотека, где миллион человек читают одну и ту же копию книги, и никто её не держит в руках. А винил — это твоя пластинка, с твоими царапинами, которую ты сам достал из конверта, сам положил на диск, сам опустил иглу, и музыка зазвучала именно потому, что ты это сделал, именно сейчас, именно здесь, именно для тебя. Стриминг — это музыка для всех и ни для кого, а винил — это музыка, которая становится твоей. Музыка в стриминге — это чистая абстракция, она нигде не существует физически, она ничья, она висит в эфире как сферический конь в вакууме, и когда ты перестаёшь платить подписку или сервис закрывается, она исчезает, будто её и не было. А пластинка — это предмет, она занимает место на полке, у неё есть вес и запах, на конверте остаются следы от пальцев, и она несёт на себе историю: вот тут ты её поцарапал, когда переезжал, а вот эту купил на барахолке в Праге, а эту тебе подарили на двадцатилетие. Пластинка — это артефакт, через который ты отражаешься и продолжаешься, потому что её можно передать детям, и они будут слушать ту же самую музыку с того же самого куска винила, с теми же царапинами, и в этих царапинах будешь ты. |
Винил, магнитная лента (даже компакт кассеты) :icon_thumbup2::icon_thumbup2::icon_thumbup2: Остальное по большому счёту ДРЯНЬ!!!!
Это лично моё мнение никому не навязываю!!!! shurik_pronkin, Спасибо за статью!!!:icon_friends: |
:) Ну а на деле 99 % новых пластинок - это обычный цифровой файл из компьютера (тот же, что в Apple Music), просто записанный на пластмасску.
То есть: звук внутри - цифра, "тёплый ламповый винил" - миф, платишь ты в 10–20 раз дороже за красивую коробку, ритуал и хруст щелчков. Настоящий чистый аналог (с ленты на пластинку без единого компьютера) сегодня - огромная редкость и стоит как подержанная машина. Cовременный винил крут не звуком, а ощущениями - достал, поставил, перевернул, посмотрел на большую обложку. А "аналоговее цифры" он почти никогда не звучит. Автор текста про это промолчал - вот тут он не прав. Всё остальное про внимание и трение - в точку. |
vcv10, Личное удовольствие - это святое, и тут объективных аргументов нет. Это твоя музыка, твои правила.
|
Всегда лучше купить что-нибудь новенькое чем соскребать тараканьи какашки. Это относится и к новому ЦАПу и компьютеру и к чему угодно.
Ну так получите большее удовлетворение. Винил без царапин, без чужого дыма, без варпа от батареи. Новый ЦАП - без высохших кондёров, без пыли внутри, без "я его чинил паяльником 2002-м. Новый компьютер/телефон - не греется, не тормозит, без старой термопасты-древнего камня. Новая кассета (да, их снова печатают!) без осыпавшейся феррослоя и "привет от 1997 года" в виде плесени. Покупаешь новое и сразу кайфуешь. Живи легко, слушай чисто, не парься. Это всего лишь музыка. И она должна приносить радость, а не геморрой. |
Тем более вы должны охватить всю музыку как меломаны и это практически невозможно без интернета и стрима..
Вот и финальный гвоздь в крышку гроба всех "я только винил/лента и ничего больше". Если ты настоящий меломан, а не коллекционер 300 избранных альбомов, ты физически не можешь обойтись без стриминга и интернета. Потому что: В мире выходит ~120 000 новых треков каждый день (данные 2025 года). За год - больше 40 миллионов треков. Даже если ты будешь покупать по 10 новых пластинок в неделю - это 520 альбомов в год. Это 0,001 % от того, что выходит. Иначе ты не меломан, а человек с полкой. Так что да, без интернета и стриминга ты просто добровольно закрываешь себе 99,9 % музыки планеты. А это уже не любовь к музыке |
Другое дело что это в РФ не поставлено и нет хай реза
... не так радужно, как в ЕС/США Звук (от Сбера): Первый и основной сервис с HiFi (lossless, до 24/96). Бесплатно с рекламой, премиум - 169 руб/мес или в СберПрайм. Каталог нищенский. Работает без санкций. Яндекс музыка: HQ-режим (high quality, до 320 kbps AAC или HD для премиум). Не полноценный hi-res, но лучше стандартного сжатия. VK Музыка: Аналогично, HD для подписчиков Tidal/Amazon/Qobuz - неофициально, через VPN, но каталог для РФ урезан, и платежи через российские карты не всегда проходят. |
Дмитрий,
Разговор именно про настоящий(тот) винил,ленту. Про современный правильно! Кусок пластмаски :icon_pardon: |
vcv10, А ты уверен в том что твоя музыка настоящий аналог? Я вот нет.
Магнитофон.. ленты за- несколько тысяч за 1 рулон |
Запись, мастеринг, резка - всё с ленты, без единого АЦП/ЦАП ценник 15-70 тысяч за 1 пластинку. Mobile Fidelity One-Step, Analogue Productions UHQR, Impex 1STEP, некоторые японские прессы.
Тираж: 1000–7500 штук. Раскупают за часы. Катушечный магнитофон + лента: Хороший аппарат (Studer A80/A812, Revox PR99, Technics RS-1500/1700 в топ-состоянии) - от 300–400 тысяч до 2+ млн рублей. Новая лента (SM900, SM911, LPR35, ATR Master Tape, Recording The Masters) = 25–45 тысяч рублей за бобину (около 60 минут на 38 см/с). Одна бобина = один альбом. Записал - стёр или оставил навсегда. |
| Часовой пояс GMT +3, время: 01:39. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot